Для предприятия Latvijas dzelzceļš год начался со спада: за первые три месяца объем грузов уменьшился на 20,6%. За два года прибыль предприятия сократилась в пять раз — с 10,7 млн евро в 2014 году до 2,1 млн евро в прошлом, сообщает телепередача Nekā personīga («Ничего личного»).
Latvijas dzelzceļš — крупнейший работодатель в Латвии. У предприятия 12 000 работников, а всего от железной дороги зависят 75 000 работающих в государственном и частном секторах — в портах, стивидорных компаниях, автотранспортных фирмах. В год Latvijas dzelzceļš платит в виде налогов 100 млн евро.
«Я смотрю в будущее с осторожным оптимизмом. Почему с осторожным? Думаю, что к концу года планируемый грузооборот может составить 50 млн т. Это приблизительные запланированные минус 15%», — комментирует председатель правления АО Latvijas dzelzceļš Эдвинс Берзиньш.
«В марте в целом был 24%-й спад. Посмотрим, каким будет апрель по объему грузов, и тогда увидим, улучшаются ли тенденции или, наоборот, ухудшаются», — отметил министр сообщения Улдис Аугулис.
Россия все чаще предпочитает не отправлять грузы в Ригу или Вентспилс и выбирает свои порты, например, Приморск или Усть-Луг. Их строительством и развитием Россия занимается последние десять лет. «Созданные мощности в России очень большие. Для сравнения могу сказать, что мощность порта Усть-Луга, который очень быстро развивается, — 85 млн т. Если мы перевозили 55,6 млн т, мы видим, на что способен один порт», — рассказывает Берзиньш.
Еще несколько лет назад именно уголь был главным грузом на латвийской железной дороге и в портах. В ближайшем будущем его в Европе будут закупать все меньше. На парижской климатической конференции в конце года 195 стран договорились уменьшить использование ископаемого топлива, включая уголь.
«Есть несколько причин, почему наблюдается спад грузов. Во-первых, это общее ослабление российской экономики. Также падение рубля, что означает, что наш транспортный коридор становится дороже для российских грузоперевозчиков. Важен и спад спроса на угольные грузы в мире, что означает, что во всей Балтии и во всем мире падают угольные грузоперевозки», — поясняет экономист Банка Латвии Лива Зоргенфрейя.
В Latvijas dzelzceļš и Министерстве сообщения обещают, что будущее нашего транзита это Китай и Казахстан. В мае в Латвию съедутся министры транспорта 16 стран Центральной и Восточной Европы, а также Китая. В сентябре в Риге может пройти саммит премьеров стран «16+1». Однако это будут лишь политические разговоры, которые не сулят рост числа грузов.
«Я сейчас вспоминаю презентации три-четыре года назад, и в них нет смысла искать большую политику, на которую мы можем повлиять, так как это уже было предсказуемо. Новые российские порты и перенаправление грузов. Плохая новость — это то, что мы за эти годы не нашли альтернатив. (…) Жаль, что это поздновато начинается. Только сейчас, когда мы обнаружили какие-то факты, но возлагать большие надежды на то, что российские грузы начнут расти лишь из-за отношений, слишком наивно», — подчеркивает премьер Марис Кучинскис.
«Несколько лет назад, в еще условно спокойные времена, многие российские должностные лица говорили, что будут делать все, чтобы развивать инфраструктуру своих портов и постепенно перенаправлять грузы в свои порты», — поясняет министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс.
Латвия не единственная, кто надеется на грузы с востока. «Шелковый путь» — это новый российский железнодорожный мегапроект, который соединит Пекин с Европой через Беларусь, Грузию и Казахстан. В обход Балтии. Еще одним направлением станет Северный морской путь — там в порту недалеко от Японии появится новый железнодорожный узел, в котором китайские, индийские и корейские грузы из поездов будут погружать на корабли и везти в Европу по северу России. В Беларуси Китай строит огромный логистический центр. В этом проекте тесное сотрудничество с белорусами удалось наладить литовцам.
«Мы, конечно, понимаем, что в бюджет поступит меньше денег от «Латвийских железных дорог». Хорошая новость — это то, что в общем бюджете и нашем ВВП это не играет настолько большой роли, чтобы было невозможно компенсировать по-другому. Сбор налогов и валовой продукт первого квартала идет на запланированном уровне. Несмотря на этот спад», — признается Кучинскис.
Сейчас Latvijas dzelzceļš вместе с одной крупной аудиторской фирмой анализирует пять запланированных в предприятии европейских проектов. В том числе электрификацию поездов на сумму в несколько сотен млн евро. Берзиньш не исключает, что какой-то из проектов придется отложить на более позднее время.
С огромным китайским логистическим центром, который строится в Беларуси, связан один недавний скандал в латвийской политике. Телепередача Nekā Personīga полтора год назад рассказывала, как в Беларусь съездил советник тогдашнего президента Латвии Андриса Берзиньша Айвис Ронис и экс-премьер Андрис Шкеле. По неофициальной информации, поездка была связана как раз с новым китайским грузовым терминалом.
Что же на самом деле было в Беларуси, с кем и о чем говорили, так никто из них подробно не рассказал. Ронис через несколько дней после возвращения ушел с работы в Канцелярии президента. Позднее Андрис Берзиньш сказал лишь то, что, поехав вместе со Шкеле, Ронис воспользовался своей должностью в личных интересах, сообщает телепередача.
Ref: 102.112.112.4121