«Мэр Риги Нил Ушаков в основном занимается «светящимися украшениями» и закупками предприятий с трудно контролируемым потоком денег. Так, например, предприятию Rīgas Gaisma Ушаков выделил из бюджета 200 000 евро на покупку дополнительных рождественских украшений. А между тем в Риге около 50 км неосвещенных улиц. Это показывает, что мэр концентрируется на «красивых вещах», а не на том, чтобы улучшить повседневную жизнь жителей Риги», — подчеркнула в интервью BNN оппозиционный депутат Рижской думы, член Новой консервативной партии и бывшая заместитель начальника Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) Юта Стрике.
В комитете, где людям нужна муниципальная поддержка, нет ни Ушакова, ни Америкса
В Рижской думе есть три комитета — комитет по вопросам безопасности, порядка и предотвращения коррупции, комитет по жилью и окружающей среде, а также комитет по делам транспорта, который контролирует департамент транспорта Рижской думы.
По словам политика, именно в департаменте транспорта Рижской думы крутится самый большой денежный поток, который беспечно и постоянно увеличивается, что, по ее мнению, является абсурдом. «В комитетах, в которых крутятся самые крупные денежные суммы, есть и мэр Риги, — говорит Стрике. — А в комитете по жилью и окружающей среде, где людям требуется муниципальная поддержка, нет ни Ушакова, ни Андриса Америкса, поэтому и нет денег на решение социальных проблем».
Депутат привела пример: в Риге в очередях на муниципальные квартиры стоят около 340 сирот, которые больше не могут жить в детдомах, так как достигли совершеннолетия. Квартир в Риге ждут 210 многодетных семей. В 37 семьях, ждущих свое жилье, растет ребенок-инвалид. А в очереди, где заявляют о домах в аварийном состоянии, стоят около 330 жителей. «Это не такие большие цифры, чтобы Рижский муниципалитет не мог решить важную для этих людей проблему. Если этот вопрос сделать приоритетным, то его в следующем году в большей степени можно было бы решить, а также добиться того, чтобы в будущем быстро уменьшались очереди на муниципальные квартиры. Но этого не делается».
«Если у Ушакова от чего-то «горят глаза», то он будет пламенно выступать за это, однако в этих проектах денежные суммы преимущественно абсурдно большие. Например, план департамента транспорта по внедрению системы автостоянок стоимостью почти 9 млн евро и мобильного приложения, которое поможет водителям находить ближайшее свободное место для парковки. Абсурдно и то, что в Рижской думе выплачиваются премии на сумму почти в полмиллиона евро за «хорошо отремонтированные улицы», — продолжает Стрике.
По мнению политика, такая несправедливость в сфере приоритетов коренится, скорее всего, в том, что, повышая пособие населению или ремонтируя муниципальные квартиры, трудно предпринимать коррупционные действия. «Ничего нельзя выделить», — иронично добавляет Стрике.
Еще одной проблемой, которую заметила Новая консервативная партия, является то, что в Риге обогреваются квартиры, в которых никто не живет, так как они не отремонтированы. «Деньги платятся ни за что, квартиры портятся, потому как там никто не живет. Но когда мы начинаем объяснять эту проблему депутатам коалиции, они берутся за свои телефоны и делают вид, что ничего не слышат — им это глубоко безразлично и неинтересно», — считает она.
Конфликт с законом — не помеха для принятия на работу Рижской думой
Стрике призналась BNN, что, работая в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК), а теперь как депутат, не чувствует особой разницы, так как в обоих случаях специфика работы опирается на исследование большой информационной базы — документов.
Депутат отмечает, что раньше видела документы о Рижском муниципалитете с другого ракурса — преступного. «Поэтому я знаю, какие решения, какой депутат, какая комиссия Рижской думы принимали», — поясняет она.
У депутата вызывает недоумение то, что в Рижской думе работают люди, против которых выдвигались обвинения, связанные с коррупцией. По ее словам, у этих обвиняемых были корыстные цели, о чем был проинформирован и мэр Риги. «Я знаю очень много фамилий тех, кто является не только депутатом, но и чиновником. У меня возникает вопрос: что они еще тут делают?», — отметила Стрике и добавила, что те, которые допрашивались в БПБК, хорошо понимают, что теперешняя депутат в курсе об их «проделках».
«Это лишь укрепляет во мне уверенность, что конфликт с законом не является помехой для найма на работу Рижской думой. Как раз наоборот: хорошо вижу, что если кого-то обыскивали, задерживали, судили или обвиняли, то он будет лоялен своим работодателям и не станет сообщать в БПБК. Это такая позиция, гарантия того, что это — «свой», — продолжает Стрике.
Схема: тебе не обязательно давать взятку, ты можешь нанять фиктивно
Одной из тем, на которые BNN обратил внимание, — совмещение нескольких должностей. В Латвии, особенно в муниципалитетах, на разных должностях работают одни и те же люди. А между тем за совмещением нескольких должностей может скрываться и фиктивная занятость, что в случаях муниципалитетов может означать, что зарплата противоправно и необоснованно платится из денег налогоплательщиков.
И Стрике подтвердила, что при совмещении должностей действительно может иметь место фиктивная занятость. По словам бывшей сотрудницы БПБК, фиктивная занятость — уже преступление. «Если государство или муниципалитет платит тебе деньги за то, что ты ничего не делаешь, то ты фактически крадешь», — подчеркивает Стрике.
Также она подчеркивает, что под совмещением должностей часто скрывается почти что схема — «тебе не надо давать взятку, ты можешь нанять их фиктивно». При этом доказать, что это фиктивная должность, труднее, чем обвинять в получении взятки. «В таких ситуациях нужно помнить, что это еще и обкрадывание государства, и за это предусмотрена уголовная ответственность. Правоохранительным органам следует больше обращать на это внимание».
По мнению Стрике, если такие ситуации происходят в муниципалитетах, то со стороны мэра это демонстрация лояльности преступности, а также держание конкретных людей «на коротком поводке». «Не будешь слушаться меня — не будет хорошо оплачиваемой дополнительной работы — не будет доходов в тысячи евро». И в муниципалитетах это очень серьезная проблема, ведь деньги платятся из налогов жителей: ты берешь деньги рижан и с «щедрой душой» делишь, как будто это твои», — подчеркнула в беседе с BNN Стрике.