В начале мая 40 000 человек вышли на улицы Кишинева (Молдова) с требованием отставки генерального прокурора, руководств Службы расследования коррупционных преступлений и таможни. Причина возмущения молдаван — кража миллиарда евро из трех крупнейших банков.
Деньги загадочным образом пропали в ноябре прошлого года. Это огромная сумма для небольшой страны, ВВП которой не превышает 8 млрд евро. Клиентами этих банков являются и государственные учреждения, и частные лица. Молдавское правительство пыталось спасти банки с помощью бюджетных денег, рассказывает телепередача Nekā personīga (TV3).
«Четыре фирмы почти в одно и то же время заняли около 8 млн. И знаете, что было куплено на эти деньги? Три маленькие квартирки и несуществующий товар: косметика, шампуни, компьютеры. На некоторые даже не было необходимых документов! Наш юрист всю необходимую информацию передал таможне», — говорит бывший председатель совета банка Banca de Economii Илан Шор.
Уроженец Тель-Авива Илан Шор является крупным бизнесменом в Молдове, которому принадлежат телеканалы и футбольный клуб. Шор старался дистанцироваться от ответственности за пропавшие деньги, однако подозрения пали именно на него.
Национальный банк Молдовы не поверил, что местный олигарх не причастен к сомнительным сделкам, и поручил авторитетному международному детективному агентству Kroll расследовать загадочное дело. Недавно обнародованный доклад Kroll шокировал жителей. В 83-страничном документе говорится, что три молдавских банка были сознательно доведены до неплатежеспособности, и все указывает на Шора. Вывод денег начался еще в 2012 году, когда связанные с олигархом люди тайно получили контроль над банками. В результате сложных операций в ноябре прошлого года за несколько дней из банка пропал неполный миллиард евро.
«Такие случаи, когда за день-два опустошается банк, происходят не часто. Очень редко. Например, дело Krājbanka в Литве и Латвии. Это исключительный случай, и в любой стране, в которой он произошел, будет расцениваться как исключительный», — объясняет начальник службы прокуратуры ЛР по предотвращению легализации преступно нажитых средств Виестурс Бурканс.
Следы преступления пытались скрыть, вывезя из банка подлинники документов сделок, чтобы якобы передать их в архив. По дороге машина с документами пропала. Она была найдена сгоревшей. Машина принадлежала страховой фирме Шора. 28-летнему бизнесмену предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением. С 6 мая Шор находился под домашним арестом.
Дороги молдавского преступления века ведут в Латвию. Большую часть денег контролируемые Шором компании переводили в оффшоры, которые открыли свои счета в трех латвийских банках — в Privatbank, Aizkraukles banka и Latvijas Pasta metoclopramide banka.
Счета в Латвии открыли учрежденные в Великобритании и Гонконге оффшорные компании. Бенефициарами этих оффшоров указаны жители Молдовы, России, Украины и в одном случае даже гражданка Латвии Алисе Илслея. Банки обязаны сообщать о подозрительных сделках. Если проверка покажет, что Aizkraukles banka, Latvijas Pasta banka и Privatbank не провели надлежащую проверку клиента и сделок, то они могут быть оштрафованы на сумму до 10% от прибыли.
«Мы запросили информацию от Центробанка Молдовы и одновременно отправили запросы в упомянутые в исследовании банки. Мы уже получили данные и теперь анализируем причастность латвийских банков к этим сделкам», — отметили в Комиссии рынков финансов и капитала.
Молдавская служба финансовой разведки пока не просила у латвийских коллег заморозить средства на счетах латвийских банков. Виестур Бурканс полагает, что следователи попытаются вернуть деньги, чтобы покрыть убытки вкладчикам.
Директор молдавского антикоррупционного центра со скепсисом смотрит на скорое и успешное расследование кражи миллиарда. Галина Бостан считает, что преступление не могло произойти без ведома представителей власти, поэтому они не заинтересованы в расследовании дела.
«Этого не произошло бы, если бы государственные учреждения выполняли свои функции. А поскольку этого не было сделано, то можно предположить, что в этом замешаны и представители власти. Я не уверена, что все верят в то, что Илан Шор — единственный виновный. Есть версия, что Шор мог быть всего лишь исполнителем», — рассуждает директор антикоррупционного центра.
Из трех упомянутых в докладе детективного агентства Kroll No Rx латвийских банков только один (Aizkraukles banka) смог дать комментарий телепередаче. Он ответил, что в своей деятельности строго придерживается законов и требований Латвии и Евросоюза. Банк абсолютно уверен, что его действия были правильными и юридически обоснованными в сделках, упомянутых в докладе Kroll .
Ref: 102.112.112.2811