Представители Риги в Рижском свободном порту делают все, чтобы как можно дольше не разглашать сообщение Государственного контроля о деятельности порта, уверена кандидат в мэры от «Партии реформ» Инга Антане.
«Вместо того, чтобы детально ознакомиться с сообщением, и после этого принять решение об оценке упомянутых в нем нарушений, председатель правления Рижского свободного порта делает все возможное, чтобы сообщение было как можно дольше недоступно широкой общественности», — указала Антане.
В понедельник, 4 марта, на внеочередном заседании правления Рижского свободного порта его председатель Андрис Америкс предложил оспорить сообщение Госконтроля о соответствии деятельности правления Рижского свободного порта в 2009 — 2011 годах требованиям нормативных актов.
По ее словам, представители министров ПР в Рижском свободном порту были единственными, кто воздержался в голосовании об оспаривании сообщения Госконтроля. В свою очередь, представители Рижской думы, а также представители министра финансов и министра сообщения дружно проголосовали за то, чтобы сообщение Госконтроля еще какое-то время оставалось недоступным для общества, сообщили в ПР.
«Правление Рижского свободного порта работает как машина для голосования. Председатель правления Андрис Америкс не считает необходимым предоставить членам правления все документы и соответствующую информацию по вопросам, рассматриваемым на заседании правления. Подобный стиль работы неприемлем», — подчеркнула Антане.
Как известно, до публикации сообщение Госконтроля имеет статус информации с ограниченным доступом, поэтому его нельзя разглашать.
BNN уже писал о том, что правление порта и его управляющий получили черновой вариант результатов очередной ревизии Госконтроля, который не говорит ничего хорошего о работе управляющего порта. Рижский свободный порт необоснованно тратил деньги на рекламу, не систематично заключал договоры об аренде земли, причалов и буксиров. Почти год Госконтроль проверял, насколько эффективно порт управляет имуществом и деньгами. Похоже, что результаты будут нелестными.
По данным Госконтроля, порт работал вразрез с принципами хорошего управления. Существует риск, что порт неэффективно распорядился 22 миллионами латов (22 168 049 латов). Без процедуры закупки был заключен договор на сумму 11 млн латов (11 266 934 латов) о строительстве железной дороги на Кунздиньсале, а 10,7 млн латов (10 752 422 латов) были потрачены на работы по углублению фарватеров. Учреждение Логинова нарушило закон «О портах» и осуществило проекты по развитию порта общей стоимостью 24,9 млн латов, которые не были предусмотрены в программе развития Рижского свободного порта.
Управление порта также не позаботилось о том, чтобы предприниматели имели равные права на аренду земли. Не было никаких публичных сообщений о возможностях аренды, не организовывались соответствующие открытые конкурсы. Правление порта утверждает, что на стоимость аренды влияет специфика предприятия. Если оно перегружает морские грузы, арендная плата составит полтора процента от кадастровой стоимости земли. Если нет – 5%. Однако при изучении договоров аренды выяснилось, что из 29 фирм, которые планировали перегружать морские грузы, вместо обещанной скидки восьми компаниям пришлось платить полную стоимость – 5%. При этом для еще одной фирмы стоимость аренды составила 1 доллар за кв. м.
Министр экономики Даниэлс Павлютс признал, что в заключительном сообщении Госконтроля будет содержаться та же информация о нарушениях и разбазаривании средств, которая уже прозвучала, и это будет последней каплей, после которой терпение лопнет. В этом случае вопрос надо будет рассматривать на уровне коалиции, предстоит оценить соответствие представителей управления порта и его администрации занимаемым должностям.
Министр охраны среды и регионального развития Эдмунд Спруджс отметил, что он тоже получает от своего представителя в Рижском свободном порту – Инги Антане – подобную информацию, и сейчас готовятся сообщения в связи с докладом Госконтроля. «Если эти факты соответствуют действительности, это будет очередной раз, когда управление Рижского свободного порта отличится странными и трудно объяснимыми обществу решениями, которые руководство свободного порта даже не пытается пояснить», – сказал министр.
Стоит добавить, что больше ясности о положении дел в латвийских портах может появиться к середине лета, когда нанятые правительством за 70 тыс. латов эксперты Всемирного банка завершат работу над оценкой деятельности портов.
Ref: 102.104.104.3954