Руководители розничных торговцев АО Virši-A и ООО Neste Latvija считают, что антироссийские санкции Европейского союза (ЕС) не вызовут угрозу нехватки топливных продуктов на латвийском рынке, хотя и могут оказать давление на цены.
5 декабря прошлого года в силу вступили санкции на поставки российской нефти в качестве сырья по морским путям, а в нынешнем году, 5 февраля, вступят в силу еще и санкции ЕС на российские нефтепродукты, например, на дизельное топливо.
Как отметил председатель правления Virši-A Янис Виба, ожидается, что это вызовет дополнительное давление на топливные цены, что уже можно наблюдать в последние несколько недель, когда цены на нефтепродукты на бирже постепенно растут.
«Причина этой тенденции повышения цен в том, что в целом ЕС останется без прежнего крупнейшего в регионе поставщика дизельного топлива»,
— сказал Виба, указав, что соответственно ЕС предстоит подстроиться под новые реалии и существенно увеличить импорт дизельного топлива от поставщиков за пределами Европы.
Он пояснил, что и Латвия в обороте нефтепродуктов не оторвана от общего европейского рынка, и переориентация закупки продуктов с других мировых рынков (у нефтеперерабатывающих заводов) создает белее отдаленные и сложные пути логистики топлива, что в целом приведет к подорожанию конечного продукта.
Говоря о доступности продукции, Виба подчеркнул, что Virši-A и многие другие торговцы дизельным топливом в Латвии способны полностью обеспечить необходимые объемы поставок и независимость происхождения продукции от российского нефтяного сырья. Поэтому рисков, связанных с доступностью продукции в регионе сейчас не наблюдается.
Председатель правления розничного торговца топливом Neste Latvija Армандс Бейзикис также указал, что не видит угроз возможного дефицита топлива в Латвии из-за вступления в силу запрета на импорт нефти и нефтепродуктов.
«У нефтеперерабатывающих производств было достаточно времени, чтобы подготовиться к введению санкций и перепланировать свои цепочки поставок», — сказал Бейзикис, добавив, что компания Neste еще в прошлом году ввела изменения в поставки нефти, поэтому компания своевременно подготовилась к запрету импорта нефтепродуктов.
Исполнительный директор Латвийской ассоциации торговцев топливом (ЛАТТ) Иева Лигере отметила, что в настоящее время в связи с вступлением в силу шестого пакета санкций ЕС, который в полной мере начнет действовать с 5 февраля, ситуация на латвийском рынке топлива не изменилась и сейчас нет никаких признаков, которые указывали бы на чрезвычайную ситуацию. Она пояснила, что в отрасли нет беспокойства по этому поводу, поскольку выполняются заключенные договоры о поставках.
«У торговцев топливом заключены договоры на год, и поставки осуществляются. Нет сведений о неполученном топливе. Влияние шестого пакета санкций ЕС проявится весной или летом, но не сейчас»,
— сказала Лигере.
Она также отметила, что любые изменения на европейском топливном рынке отразятся и на Латвии, а изменения цен на топливной бирже происходит по всей Европе.
«Пока нет признаков драматических изменений цен на топливо, в целом они повышаются с начала декабря», — пояснила исполнительный директор ассоциации торговцев топливом.
Как известно, 5 декабря в силу вступили установленные Западом потолки цен на российскую нефть в размере 60 долларов США за баррель. Импорт других переработанных нефтепродуктов может продолжиться до 5 февраля при условии, что компании подписали договор об импорте до 4 июня прошлого года.
Читайте также: Прогноз от Neste: цены на топливо в этом году должны стабилизироваться