Участники Балтийской ассоциации — транспорт и логистика (БАТЛ) выступают категорически против планируемых поправок к закону «О налогообложении в свободных портах и специальных экономических зонах», которые фактически меняют действующую систему господдержки, по сути определяя, что самоуправление будет иметь право снижать скидки по налогу на недвижимость для коммерсантов. Фактически это означает, что каждое самоуправление единолично будет вправе принимать решение о назначении или неназначении налоговой скидки.
В письме президенту Латвийской Республики БАТЛ призывает не провозглашать поправки. Изначально они предусматривали изменения технического характера, чтобы в законе был прописан порядок, касающийся определения специальной экономической зоны и налогообложения в Латгальской экономической зоне. Но вопреки этому были приняты предложения, которые существенно меняют нынешний порядок применения скидок по налогу на недвижимость с свободных портах и специальных экономических зонах, предоставляя самоуправлениям право снижать налоговые скидки по налогу на недвижимость по неопределенным критериям, то есть по сути — на свое усмотрение.
Учитывая, что в законе не прописаны конкретные критерии, на основании которых могут предоставляться льготы по налогу на недвижимость, на наш взгляд, они наделяют самоуправления и их должностных лиц неограниченными правами напрямую влиять и вмешиваться в деятельность обществ капитала, оказывать негативное влияние на конкуренцию, осложнять коммерческую деятельность обществ капитала и т. д. Компании БАТЛ считают данные поправки необоснованными и несоразмерно влияющими на предпринимательскую и инвестиционную среду как в Вентспилсском, так и в Рижском свободных портах.
Инга Антане, президент БАТЛ: «Я считаю, что подобные поправки, оказывающие столь существенное влияние, не должны приниматься в спешке, без предварительной оценки и согласования с социальными партнерами, в том числе, с предпринимателями. Недопустимо срочное внесение поправок в рассмотрение в последнем чтении, не оценив их влияние на деятельность работающих в свободных портах и специальных экономических зонах коммерсантов и не проконсультировавшись с представителями отрасли и экспертами. Кроме того, при принятии поправок не учитывалось влияние правового регулирования на экономику в целом, не известно также их соответствие нормам Европейского союза, что может вызвать дополнительную нагрузку как на предприятия, так и на бюджеты государства и самоуправлений. К тому же, различное регулирование правовых норм в самоуправлениях может привести к разной системе государственной поддержки, что искажает конкуренцию и по сути противоречит правовым нормам Европейского союза о выровненной конкуренции».
В 2015 году объем грузов предприятий-членов БАТЛ составил более 10 млн т — 44% от общего грузооборота Вентспилсского порта. Насыпные грузи составили 95% от всего оборота насыпных грузов в Вентспилсском порту. В свою очередь перевалочная мощность превышает 28 млн т в год — 65% мощности всех терминалов порта. Железнодорожный перевозчик АО Baltijas ekspresis перевез более 2 млн т — 4% от всех грузоперевозок по железной дороге через латвийские порты в 2014 году.
Организация «Балтийская ассоциация — транспорт и логистика» представляет работающие в Вентспилсском свободном порту и важные для латвийской отрасли транзита и логистики предприятия: Ventbunkers, VENTSPILS TIRDZNIECĪBAS OSTA, KĀLIJA PARKS, Latvijas Naftas Tranzīts, NOORD NATIE VENTSPILS TERMINALS, PKL Flote, OSTAS FLOTE, MINERAL-TRANS-SERVISS, BALTIC COAL TERMINAL, SEASTAR и Baltijas Ekspresis.
Ref:103.108.108.100120