В самом скандальном в истории Латвии процессе приватизации – в приватизации АО Latvijas Kuģniecība – в свое время активно участвовали не только олигархи Айварс Лембергс и Андрис Шкеле, но и известные предприниматели Юрис Савицкис и Олафс Беркис. Как свидетельствует датированное 2002 годом соглашение между бизнесменами, попавшее в распоряжение портала Pietiek, Савицкис и Беркис договаривались о сделках с впечатляющим числом акций приватизируемого предприятия.
То, что Лембергс и Шкеле уже с 2000 года активно готовились к приватизации Latvijas Kuģniecība, наглядно показало то, что в вышедшей в 2010 году книге «Как украсть миллиард» были опубликованы свидетельства по делу Лембергса, данные и Савицкисом, и Беркисом, а также банкиром Арнолдсом Лаксой и уже скончавшимся вентспилсским предпринимателем Юрием Беспаловым.
В этих показаниях, например, Савицкис свидетельствовал, что «мы вместе [с Лембергсом] участвовали в приватизации Latvijas Kuģniecība за сертификаты, а на втором этапе – за деньги. (…) Основные вопросы мы обсуждали вместе. Чаще всего нас было четверо», то есть были он сам, Лембергс, Шкеле и Беркис.
Из этих показаний следует, что специально для участия в приватизации Latvijas Kuģniecība было учреждено оффшорное предприятие Regina Development Ltd. Оно, согласно показаниям Беспалова, принадлежало шести компаниям, за которыми стояли конкретные вентспилсские предприниматели.
В контролируемых «вентспилчанами» Regina и «рижанами» Lake Street Investments Limited примерно одинаковые доли принадлежали еще двум оффшорным компаниям Ojay Limited и Eastgate Properties Limited, которые участвовали и в первом этапе приватизации, купив на публичном предложении акции Latvijas Kuģniecība за сертификаты.
Однако «вентспилчане» обвели «рижан» вокруг пальца, сохранив за собой контроль и, как позже рассказал Беркис, чьи отношения с Савицкисом испортил этот случай, «я тоже был разочарован и недоволен, поскольку в моем понимании, если о чем-то договариваешься, это надо выполнять. Я чувствовал себя очень неудобно. Получалось, что я не выполнил свое обещание».
Документ, попавший в распоряжение Pietiek, подтверждает и скрытое активное участие Беркиса и Савицкиса в приватизации Latvijas Kuģniecība, и ситуацию, в которую «четверка» попала после этого, когда «вентспилчане» фактически обманули «рижан». В данной ситуации Савицкис, отношения с которым у Беркиса испортились после этой сделки, в октябре 2002 года заключил с вентспилсским предпринимателем особое соглашение, которое должно было решить ситуацию.
В документе указано, что созданные Беркисом и Савицкисом холдинговые компании учредили два предприятия — Ojay Limited и Eastgate Properties Limited. Они договорились, что компания, представляющая предприятие Беркиса Regina Development Ltd., выкупит все принадлежащие оффшорам акции Latvijas Kuģniecība, чтобы в результате этой сделки компания стала единственной собственницей долей Общества». Сумма сделки была впечатляющей – 80 млн долларов, а в качестве получателя этой суммы Беркис и Савицкис указали еще одну оффшорную компанию — Urbanio Group. Беркис и Савицкис также договорились о том, что во время продажи акций оба оффшора купят и все имеющиеся у Беркиса акции Latvijas Kuģniecība, а также акции, которыми владело ООО PAP (в базе данных Lursoft такой компании больше нет).
Чтобы исключить повторения прошлых ошибок, Беркис с Савицкисом также договорились, что после получения закупочой цены от представляющей Regina Development Ltd. компании, «прежде всего платеж на сумму до 40 000 000 долларов (40 миллионов долларов США) будет сделан одному из участников Общества — Urbanio Group. Одновременно с получением этой суммы Urbanio Group передаст компании, представляющей Regina Development Ltd., 50% (пятьдесят процентов) всех имеющихся у Urbanio Group долей Общества».
Ref:103.108.108.1262