Большинство жителей Латвии активно используют различные приемы экономии – закупаются в магазинах низких цен, следят за акционными предложениями, выбирают как можно более дешевый товар и стараются распланировать свои расходы.
Большая часть респондентов все же признаются, что, приобретая различные товары, в том числе и товары первой необходимости, случается потратить больше, чем планировалось, свидетельствуют данные Латвийского барометра DnB Nord.
Более половины респондентов (55%), характеризуя свои привычки в денежных затратах, отметили, что всегда тщательно планируют расходы, лишь 11% отметили, что не особенно следят за тратами. В целом же 88% респондентов, принимая решение о приобретении какого-либо товара, большое внимание уделяют цене.
На вопрос, покупка каких товаров обычно превышает запланированные траты, большинство (44%) указали продовольственные продукты, а примерно пятая часть респондентов – одежду, обувь и прочие аксессуары. Затем следую сладости, подарки, детские игрушки, книги, вещи, необходимые для хобби и т.д. Лишь 21% респондентов считают, что их траты не превышают запланированные.
Говоря о покупательских привычках, приобретенных под влиянием экономической ситуации, чуть более половины респондентов (52%) отметили, что стали чаще закупаться в магазинах низких цен, а 40% опрошенных отметили, что ждут акций, чтобы купить интересующий товар по более низкой цене. 39% респондентов целенаправленно ищут и выбирают самые дешевые товары. Менее популярно приобретение товаров бывших в употреблении (15%), покупка товаров напрямую от производителя (10%), покупки в интернете (6%) или за границей (4%), а также использование предложений сайтов коллективных покупок (1%). Однако эксперты отмечают, что именно последний способ экономии на покупках в ближайшее время станет особенно популярным.
Чтобы пережить рост инфляции, более двух пятых опрошенных готовы еще более тщательно планировать и ужимать свои расходы. 21% респондентов будут искать работу с большей зарплатой или возможности дополнительного заработка, чтобы увеличить свои доходы, 17% опрошенных считают, что не сильно изменят свои нынешние привычки.
65% опрошенных считают, что сильнее всего на их ежедневные расходы повлияют тарифы на электроэнергию и газ, 59% считают, что это будут подорожание продуктов питания, 51% отметили – плату за коммунальные услуги.
68% опрошенных отметили, что во время покупок обращают внимание на то, где произведены продукты. 35% этих респондентов отдают предпочтение латвийским продуктам, а 33% отметили и другие более важные, чем страна-производитель, факторы (цена, состав, качество и т.д). На вопрос о том, почему латвийские продукты стоят дороже импортных, 38% ответили, что они более качественные, а потому и дороже стоят. 32% считают, что латвийские производители получают меньшую поддержку, чем производители из других стран. Еще почти столько же респондентов считают, что в Латвии невозможно производить такой большой объем продукции, чтобы конечная цена была бы достаточно низкой.
Характеризуя свою информированность о возможностях вернуть часть средств за оправданные расходы (расходы на образование и медицину), 33% указали, что знают о такой возможности, но не используют ее. В целом же 38% уже использовали такую возможность.
В ходе опроса также был задан вопрос, имеются ли у респондентов какие-либо кредитные обязательства. 67% отметили, что не имеют никаких кредитов, а 12% отметили, что имеют хотя бы один потребительский кредит. 8% указали, что взяли ипотечный кредит. В то же время 5% респондентов в течение трех лет в большей или меньшей степени собираются оформить ипотечный кредит, чтобы приобрести жилье для себя и своей семьи.