Управлениям Рижского свободного пота, Вентспилсского свободного порта и Лиепайской специальной экономической зоны все же придется перечислять в бюджет платежи за использование государственной стратегической инфраструктуры. Это предусматривают принятые сегодня правительством поправки к закону «О портах».
Сумма отчислений портов в основной бюджет государства будет такой же, как и выплаты в специальный бюджет самоуправлений, то есть 10% от тоннажного, канального сбора, сбора с малых судов и якорного сбора.
Министерство экономики отмечает, что в Латвии работают три крупных порта – в Вентспилсе, Риге и Лиепае, — общий удельный вес которых в обороте грузов в 2012 году составил 98,19%. В пользование этим портам передано стратегическая общественная инфраструктура, за использование которой порты взимают плату со своих клиентов, однако в государственный бюджет от этих доходов и средства, полученных от другой портовой деятельности ничего не поступает.
«По модели деятельности порты по сути приравниваются к государственным и муниципальным хозяйственных обществам, целью которых является эффективное управление активами и повышение отдачи, например, в виде дивидендов. Поэтому управления портов должны будут предоставить эту отдачу уже в бюджет 2014 года», – отмечает Минэкономики.
Чтобы обеспечить соответствующий доход в основной бюджет государства и использовать его на развитие автодорожной инфраструктуры, размер портовой пошлины должен быть не меньше портовых отчислений в специальные бюджеты самоуправлений.
Минэкономики подчеркивает, что поправки не коснутся выплат коммерсантов портам, поскольку порт должен будет производить отчисления в госбюджет из собственных средств.
Ожидается, что поправки к закону вступят в силу с 1 января 2014 года.
Против поправок возражал министр сообщения Анрийс Матисс, который назвал указанные выплаты налогом, которым облагается весь оборот. По его мнению, данная портовая пошлина удорожит портовые услуги.
Управляющий Вентспилсским свободным портом Имантс Сормулис заявил, что латвийские порты не получают «огромные деньги», сумма составляет около 59 млн латов в год. При этом порты развивают масштабные проекты по развитию инфраструктуры и оформляют банковские кредиты. По его словам, порты уже сейчас испытывают дефицит денежных средств.
Стоит отметить, что ранее Минэкономики особенно подчеркивал: предложение предусматривает, что выплаты в госбюджет должны производить не работающие в портах предприятия, а портовые управления, причем за счет заработанных средств. Таким образом, введение пошлины не уменьшит конкурентоспособность латвийских портов, а портовые отчисления в госбюджет будут зависеть от результатов их работы.
Ранее BNN сообщал, что Таллинский порт ежегодно платит в бюджет Эстонии два вида выплат: дивиденды и налоги. В целом в 2012 году государство получило от порта 42,8 млн евро, в том числе 33,8 млн евро в виде дивидендов.
По данным Министерства экономики, в 2012 году общие доходы Рижского, Вентспилсского и Лиепайского портов составили 57,2 млн латов.
Ref:103.108.108.2083