Эксперт: полуопустевшим латвийским портам было бы экономически выгодно перенять грузы «Беларуськалий» - BNN-NEWS.RU

Нашим полуопустевшим портам было бы весьма выгодно сейчас перенять грузы белорусского предприятия «Беларуськалий» из Литвы — для нашей железной дороги и портов это могло бы стать шансом восстановиться после крупного спада грузов, прокомментировал порталу BNN профессор Латвийского университета, доктор инженерных наук Эдвинс Карнитис.

При этом он отмечает, что в Латвии этот вопрос уже носит не экономический оттенок, а превратился в сугубо политическую проблему. «С экономической точки зрения на этот вопрос никто не посмотрит, хотя и следовало бы. Премьер-министр много раз заявлял, что транзит нам не нужен. Теперь только из-за энергетического кризиса вновь появился уголь и снова появилось небольшое движение транзита, но на политическом уровне возводятся всяческие препятствия».

«Захотим ли мы сейчас на политическом уровне забрать эти калийный грузы? У меня такой уверенности нет».

«Заявление США о том, что их санкции не запрещают литовцам перевозить этот груз, означает, что и нашей железной дороге это не запрещено», — подчеркнул Карнитис.

«Если мы говорим о возможностях, то нужно еще посмотреть, как обстоит дело с китайцами, с которыми литовцы тоже испортили отношения — не можем ли мы там тоже перенять какие-то грузы».

Он напомнил, что литовцы очень хитро после того, как американцы наложили санкции на Вентспилсский свободный порт, заявили о том, что они согласны перенять грузы Вентспилсского порта, чтобы перевозчики были уверены в денежных потоках».

«Сейчас в этом не было бы ничего плохого. Если тогда они пожелали перенять, значит, сейчас могли бы перенять мы».

Контекст

Санкции США никогда не вводились на транзит продукции белорусского предприятия «Беларуськалий» через территорию Литвы. Это, отвечая на вопрос «Литовских железных дорог», подтвердило Управление по контролю за иностранными активами (OFAC)  Министерства финансов США. Правительство Литвы также признало, что санкции США напрямую не запрещают транзитные потоки грузов с белорусскими минеральными удобрениями через Литву. Однако официальный Вильнюс не скрывает, что будет искать все законные предлоги, чтобы расторгнуть договор с «Беларуськалий».

В этом случае транзит этих грузов могли бы перенять Латвия и Эстония, однако и латвийский премьер Кришьянис Кариньш, и премьер-министр Эстонии Кая Каллас заявили, что упомянутые грузы не пересекут эти страны. Однако же ситуация с железнодорожными перевозками и с возрастающим истощением в латвийских портах наводит на вопрос: не стреляем ли мы себе же в ногу?

Все три страны Балтии заявили, что не намерены сотрудничать с белорусскими предприятиями и персонами, в отношении которых введены санкции Европейского союза и США. И они строго придерживаются этой позиции.

Однако в отношении транзитных услуг — доставки грузов от отправителя получателю — ни ЕС, ни США санкций не вводили.

Как признает само предприятие «Литовские железные дороги», главная суть официального ответа OFAC в том, что санкции США не могут являться достаточным юридическим основанием для расторжения договора между государственным литовским предприятием Lietuvos geležinkeliai («Литовские железные дороги») и «Беларуськалий», а, значит, хотя бы теоретически «Литовские железные дороги» должны перевозить транзитные грузы этого предприятия через территорию Литвы в Клайпедский порт вплоть до февраля 2022 года, до которого внесен авансовый платеж «Беларуськалий» за эту услугу. Конечно, если только Сейм Литвы не примет особый закон, запрещающий это.

Ясно, что после февраля «Беларуськалию» придется искать новые пути транзита своей продукции, и министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис уже высказался о том, что компании из соседних стран «намерены перенять [транзит белорусских грузов], поскольку нет санкционного режима, который бы им это запрещал».

Наиболее реальным мог бы стать транзит минеральных удобрений через Латвию и наши порты, но, даже несмотря на отсутствие санкций на перевозку этих грузов, премьер Кариньш против.

В то же время ситуация в латвийских портах отнюдь не столь хороша, чтобы мы так легко отмахивались от такого шанса.

Согласно обобщенной информации Министерства транспорта, за первые восемь месяцев этого года три крупнейших латвийских порта перевалили 26,549 млн тонн грузов, что на 10,7% меньше, чем в аналогичный период прошлого года (Рижский порт — на 16,1% меньше, Вентспилсский порт — на 14,5% меньше, в Лиепае — на 8,6% больше).

И 2020 год был не так уже и хорош. По сравнению с 2019 годом, объем перевезенных грузов в целом сократился на 28%. Такой спад побуждает срочно задуматься о всех возможных способах привлечения новых грузов.

Читайте также: МНЕНИЕ | в Вентспилсе функционируют «три порта» — плохая тенденция для бизнеса

Для общей картины — сравнение с Клайпедским портом. В первом квартале нынешнего года в нем было перевалено 11,3 млн тонн грузов, что больше, чем во всех трех крупнейших латвийских портах вместе взятых. Рига, Вентспилс и Лиепая в этот же период перевалили 11,15 млн тонн грузов. Четверть, или 25,5% всего грузооборота в Клайпедском порту составляют именно грузы «Беларуськалий». При этом дочерняя компания «Литовских железных дорог» LTG Cargo ежегодно транспортирует примерно 10 млн тонн минерального удобрения из Белоруссии на сумму 60 млн евро. Для сравнения можно упомянуть, что в 2020 году для спасения Latvijas dzelzceļš («Латвийские железные дороги») правительство вложило в основной капитал компании чуть более 32 млн евро — то есть примерно половину от этой суммы.

Сейчас важно понять, сможет ли Латвия в случае отказа от грузов «Беларуськалий» в адекватном размере компенсировать коммерсантам причиненные в этой связи убытки или предложить конкретные программы государственной поддержки для переориентации деятельности работающих в порту компаний.

Если правительство, вместо реальной поддержки, в том числе вместо финансовых грантов, продолжит лишь говорить о преимуществах «умной реиндустриализации», не исключено, что крупные латвийские порты будут практически уничтожены.

Правительству следует хорошенько подумать, что для нашего государства бóльшая проблема — тысячи безработных в случае уничтожения работающих в портах коммерсантов, либо поток не подвергнутых санкциям ни ЕС, ни США минеральных удобрений через территорию Латвии.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости

123

ZADROCHI! Skachat porno 2024: xxx video online

2Porno - Seks 2024: porno erotika video HD

Смотреть на ТУТПорно с русским переводом порно фильмы онлайн бесплатно

Seks на Drochila: порно эротика видео бесплатно

Porno TRAHER: 2024 seks video HD

Смотреть 2024 года секс порно эротика видео онлайн бесплатно

XXX 2024: Sex school porno video online

Sekis ZATRAHAL - video seks kino film