На пленарном заседании Европейского парламента в Страсбурге вместе с многолетним бюджетом на 2014-2020 гг. были приняты также сопроводительные правила о создании Европейского инструмента совмещения инфраструктуры (Connecting Europe Facility – CEF).
Депутат Европарламента, координатор группы ECR (European Conservatives and Reformists Group) в парламентском Комитете по транспорту и туризму Роберт Зиле отметил, что впервые в истории ЕС в бюджете запланирован столь большой объем финансирования на проекты общего значения, связанные с транспортом, энергетикой и телекоммуникациями.
CEF – абсолютно новый «горизонтальный» механизм финансирования транспорта, энергетики и цифровых сетей европейского значения, цель которого – способствовать реализации важных для ЕС проектов, которые в противном случае могут задержаться или вовсе не осуществиться из-за ограниченных финансовых возможностей стран-участниц союза. Из отведенных на CEF 29,3 млрд евро (20 млрд латов) финансирование транспортной отрасли составит 23,2 млрд евро (16 млрд латов), при этом 10 млрд евро (7 млрд латов) будут выделены на транспортную инфраструктуру из фонда Кохезии, а на энергетику – 5,12 млрд евро (3,5 млрд латов). Еще 1 млрд евро (700 млн латов) будет направлен на развитие телекоммуникационной отрасли (цифровые сети).
«CEF – очень важный инструмент в создании единого рынка ЕС и обеспечении современного транспортного, энергетического и телекоммуникационного сообщения между странами ЕС. Особенно важны предоставляемые этим инструментом возможности для стран восточной части ЕС, которым не хватает связей с западной частью ЕС. Для Латвии введение CEF, в первую очередь, будет означать реализацию второго этапа проекта скоростной железной дороги Rail Baltica, который включен в основную транспортную сеть ЕС в рамках коридора Северных стран и стран Балтии. Для новых стран ЕС, чьи финансовые возможности не столь велики, как у стран-доноров, чрезвычайно важно привлечение средств фонда Кохезии в реализацию CEF – это позволит определенным транспортным проектам получить до 85% финансирования ЕС. Очевидно, что в противном случае многие их этих проектов никогда бы не осуществлись из-за ограниченных финансовых возможностей стран», – подчеркнул Зиле.
Однако Зиле также отметил, что Латвия может упустить эти возможности, если правительство не приступит к активной работе над подготовкой проектов. «Учреждения ЕС свою работу сделали и теперь мяч на стороне стран-участниц. Если Латвия упустит свой шанс и не будут построены ни железная дорога Rail Baltica, ни терминал сжиженного природного газа (СПГ), нам останется винить не Европу, а только собственное правительство и группы интересов, в цели которых не входит более тесная интеграция Латвии в Европу», – сказал депутат.
102.108.108.5880