Назначенные Управлению Рижского свободного порта (Управление РСП) денежные штрафы, которые в общей сложности уже достигли 160 000 латов, вероятно, воспринимаются им как сущий пустяк, особенно, учитывая, что Совет по конкуренции (СК) опять расследует, не злоупотребляет ли РСП своим доминирующим положением на рынке. На щедрые премии деньги находятся, но идея о выделении части доходов портов в госбюджет, что принесло бы пользу всем жителям Латвии, воспринимается в штыки.
Бесконечная история – штраф за штрафом
Верховный суд, рассмотрев кассационную жалобу Управления РСП, 26 сентября решил не менять постановление Административного окружного суда от 7 января, предусматривающее, что Управление РСП должно заплатить денежный штраф в размере 105 000 латов за искажение конкуренции на рынке буксирных услуг в Рижском свободном порту. Это уже третье судебное поражение Управления РСП в период с 2009 по 2013 год. Общая сумма штрафов достигла уже 160 000 латов.
Первый раз СК оштрафовал Управление РСП на 45 000 латов в марте 2009 года. Тогда СК констатировал, что Управление РСП, купив буксиры Santa и Stella и начав коммерческую деятельность на рынке, без объективной оправдательной причины изменил условия сотрудничества, создав для себя необоснованные преимущества относительно поставщика буксировочных услуг – компании PKL Flote. После того, как Управление РСП обжаловало решение СК, 1 июля 2011 года Верховный суд признал решение СК справедливым и обоснованным.
Второй денежный штраф в размере 10 000 латов был назначен в апреле 2010 года за невыполнение правовых обязательств, предписанных решением 2009 года. Четыре из шести обязательств не были выполнены, а два из них были выполнены с опозданием. Обжаловав решение СК в суде, Управление РСП опять проиграло его – Административный окружной суд, как и раньше, оставил решение СК в силе, признав его справедливым и обоснованным.
В третьем деле, связанном с нарушениями Управления РСП, которое было возбуждено в сентябре 2010 года, СК, а затем и Административный районный суд постановили, что Управление РСП необоснованно запрещало PKL Flote оказывать услуги на буксире Marss- 1. Кроме того, Управление РСП злоупотребило доминирующим положением, поскольку не обеспечило поставщикам буксирных услуг честное и основанное на объективных, не дискриминирующих условиях разделение работ по обслуживанию судов, которые не указали конкретного поставщика. СК также констатировал, что в четырех случаях Управление РСП необоснованно запрещало PKL Flote оказывать буксирные услуги, а в десяти случаях ограничивало выбор поставщиков таких услуг в порту, необоснованно мешая PKL Flote оказывать буксирные услуги в полном объеме. Вместо компании Управление РСП само оказывало данные услуги. Таким образом, Управление РСП получало личную выгоду и нанесло PKL Flote ущерб как в виде недополученной прибыли, так и лишив компанию клиентов, постановил СК. Такие действия, возможно, нанесли ущерб и тем владельцам судов, которые, столкнувшись с запретом на использование услуг PKL Flote, были вынуждены заплатить дороже за аналогичные услуги от Управления РСП, отметил СК.
В мае этого года по заявлению АО PKL Flote СК решил возбудить четвертое дело о нарушении запрета, упомянутого в первой части 13-й статьи закона «О конкуренции» в работе Управления РСП и ООО Rīgas brīvostas flote. Указанная статья определяет, что участникам рынка, находящимся в доминирующем положении, запрещено каким-либо образом злоупотреблять им на территории Латвии. АО PKL Flote обратило внимание СК на возможное злоупотребление положением в действиях РСП и Rīgas brīvostas flote, которые запрещали и мешали компании оказывать буксирные услуги в период с 2010 года и до сих пор, а также необоснованными указами и фактическими действиями портового капитана устанавливали преграды оказанию подобных услуг в Рижском свободном порту. В настоящее время СК проводит углубленную оценку обстоятельств. Согласно закону «О конкуренции», СК должен принять решение в течение шести месяцев с момента возбуждения дела, но, если по объективным причинам соблюсти требования в указанный срок невозможно, СК вправе продлить рассмотрение дела на срок до двух лет.
Несмотря на то, что многие административные процессы завершились постановлениями Сената Верховного суда, по которым действия РСП были признаны злоупотреблением доминирующим положением, РСП до сих пор продолжает уродовать рынок, о чем свидетельствует и возбужденное недавно СК дело. Это указывает лишь на то, что применение правил закона «О конкуренции» недостаточно и необходимы более строгие механизмы, чтобы удержать РСП от незаконных действий, которые продолжаются на протяжении нескольких лет. Таким «механизмом спасения» мог бы быть «Уголовный закон» и предусмотренные в нем санкции за несоблюдение норм конкуренции.
В «Уголовном законе» за несоблюдение требований госучреждений, касающихся защиты и содействия конкуренции, предусмотрены санкции, связанные даже с кратковременным лишением свободы, если таким образом причиняется значительный вред государству или защищаемым законами интересам другого лица. Открытым остается лишь вопрос о том, почему очевидные и неоднократно подтвержденные судебными решениями нарушения до сих пор не попали в поле зрение правоохранительных учреждений, и почему должностные лица РСП без ограничений продолжают свои действия, которые причиняют ущерб не только другим компаниям, но и государству.
На пошлину денег нет, на частный автопарк — есть
В то же время возникает впечатление, что упомянутые штрафы совсем не ударили по карману РСП – премии и зарплаты представителей управления по-прежнему щедрые, и лишь благодаря активным действиям государственных должностных лиц удалось достичь их ограничения.
Так, например, в июле этого года при утверждении годового отчета порта, крупная премия в размере 48 075 латов автоматически досталась управляющему портом Леониду Логинову, которого уже тогда активно критиковали за работу РСП. Логинов получил премию, несмотря на то, что весной этого года Госконтроль в ходе ревизии констатировал неэффективное и, возможно, незаконное использование более 41 млн латов. Финансовые средства Управления РСП в размере 595 000 латов были незаконно потрачены на премии, не соответствующие закону о заработной плате, на подарки, а также на страхование здоровья членов правления, ошибочно рассчитанные пособия, отпускные и больничные.
О результатах ревизии Госконтроль проинформировал Генеральную прокуратуру, в компетенцию которой входит определение, должны ли должностные лица и работники РСП, допустившие обнаруженные нарушения, быть призваны к уголовной ответственности. Опубликовав результаты ревизии, Госконтроль выразил мнение, что в развитой демократической стране недопустима ситуация, когда после разбазаривания средств в таком объеме, какой был констатирован в РСП, ответственные за это лица продолжают занимать посты, ничего не меняя в своих действиях.
«Выплата управляющему Рижского свободного порта Леониду Логинову премии в 48 000 латов – очередное вопиющее подтверждение необходимости срочных изменений в регулировании деятельности портов», – заявила после утверждения годового отчета порта Инга Антане, представляющая в правлении порта «Партию реформ».
Изменения в системе премирования сотрудников, определяющие, что в дальнейшем работник сможет получить не больше трех премий в размере заработной платы, а правление свободного порта отдельным решением за особые заслуги сможет выделить и четвертую премию, в середине сентября были утверждены правлением Рижского свободного порта. Изменения приняты на основании рекомендаций Госконтроля. Доходы управляющего портом Логинова в результате этих изменений могут значительно сократиться, поскольку до сих пор размер его премий превышал размер основной зарплаты.
Главным источником благополучия Логинова является Управление РСП, в котором он, будучи управляющим, в прошлом году получил в виде зарплаты 124 646 латов, что на 6 435 латов больше, чем годом ранее. В Rīgas Brīvostas flote Логинов как единственный член правления получил еще 40 348 латов, что на 7 036 латов меньше, чес в 2011 году Еще 800 латов он получил как член правления Флота Мерсрагского свободного порта. Пенсия 59-летнего управляющего порта в прошлом году не изменилась – от Государственного агентства социального страхования он получил пенсию в размере 23 466 латов. Наличными управляющий порта хранит 36 000 латов, а размер его безналичных накоплений составляет 196 084 латов. Логинов хранит свои накопления в разных банках и в разной валюте – он накопил 37 137, 82 латов, из которых 10 000 латов хранятся в открытом пенсионном фонде в банке SEB, а также 12 769 долларов США (6 946 латов) и 216 231 евро (152 000 латов). Большую часть накоплений в евро – 125 000 евро (87 850 латов) – Логинов держит в английском банке HSBC, а 46 026 евро (32 500 латов) – в испанском банке BBVA.
Логинову также принадлежит большой автопарк: легковой автомобиль Jeep 1993 года выпуска, легковой автомобиль MB G400 CDI 2004 года выпуска и легковой автомобиль BMW Mini Cooper 2011 года выпуска, зарегистрированный в 2012 году. Кроме этих машин, Логинов владеет BMW X5 2002 года выпуска, мотоциклом Harley Davidson 2002 года выпуска, двумя квадрациклами — Kawasaki Brute Force 750 2008 года и Bombardier Commander 1010XT 2011 года выпуска, а также двумя яхтами– Colin Arhe 1939 года выпуска и Starfisher 8-40, Mila Primero 2011 года выпуска.
К тому же, согласно информации, попавшей в распоряжение программы телеканала TV3 Nekā personīga, Рижский свободный порт практически является «кормушкой» для семьи Логинова, поскольку здесь нашлась работа и для его жены, и для племянника, и для зятя. Племянник Логинова Эдийс Нейландс стал заместителем директора дочерней компании Управления РСП Brīvostas flote. За последний месяц эта компания купила три новых служебных джипа. Из членов семьи Логинова в порту на собственном автомобиле ездит только его зять – Томс Берзиньш, старший инженер-строитель порта. За устройство членов семьи на работу в порт управляющему не стыдно.
Каждый член правления порта получает зарплату в размере неполных 3 000 латов. Логинов отзывчив и к нуждам других членов правления. Так, Олафу Пулксу («Единство») недавно достался новый портативный компьютер и мобильный телефон. Юрис Васканс («Союз зеленых и крестьян») пытается за счет порта расширить свой кругозор, хотя хорошо известно, что вскоре ему придется покинуть эту должность. «Один у нас, например, хочет поехать в Лондон. У него здесь нет ни детей, ни жены, ни невесты. Он едет в Лондон на курсы, чтобы обогатить знания», – рассказал Логинов. В Лондон Васканс полетел самолетом airBaltic в бизнес-классе.
Логинову удалось добиться того, что порт не был подчинен общему правилу об ограничении зарплат. Статус должностного лица есть только у членов правления, Логинова и его заместителей. Остальные работники администрации не являются должностными лицами и им не нужно подавать декларации о доходах, сообщает программа.
Чрезмерная щедрость по отношению к работникам – не единственное, против чего выступает «Партия реформ». Партия, а также подконтрольное ей Министерство экономики выступили с предложением увеличить статью государственных доходов, путем введения портовой пошлины. Предложение предусматривает, что дополнительные выплаты в госбюджет должны производить не работающие в портах предприятия, а управления портов за счет полученных доходов. Таким образом, введение пошлины не снизит конкурентоспособность латвийских портов, а портовые выплаты в госбюджет будут зависеть от результатов работы. По подсчетам Минэкономики, в 2012 году общие доходы Рижского, Вентспилсского и Лиепайского портов составили 57,2 млн латов.
Однако активное сопротивление представителей портов введению портовой пошлины, несмотря на то, что в виде зарплат им ежемесячно выплачиваются несколько тысяч латов, создает впечатление, что деньги они охотнее вложили бы в свой карман, а не на благо всех жителей Латвии.
«Согласно заключению Госконтроля, лишь в период с 2009 по 2011 год Рижский свободный порт неэффективно распорядился финансами и разбазарил 41 млн латов. Для сравнения: чтобы повысить зарплаты всем учителям на 10-20%, или поднять зарплаты медикам требуется 14 млн латов в год», – отметила советник министра экономики Даниэлса Павлютса Илона Платонова.
По ее словам, «сейчас подобным образом государственные ресурсы использует государственное акционерное общество Latvijas valsts meži, которое обслуживает государственные леса и платит в госбюджет и дивиденды, и подоходный налог с предприятия. В прошлом году целый ряд государственных хозяйственных обществ перечислили в госбюджет 90% прибыли. Если бы сейчас руководство портов поступило бы как Latvijas valsts meži, на удовлетворение нужд общества перечислялись бы и налог с прибыли, и часть прибыли, а по данным прошлого года, это около 15 млн латов. Общий объем отрасли транзитного бизнеса в Латвии превышает 1 млрд латов в год».
«Дорожки в бассейнах и частная ложа в Arēna Rīga, люксовые автомобили для специалистов по связям с общественностью и прочих сотрудников – родственников членов руководства – все это, конечно, делает жизнь десятков сотрудников крупных портов ярче и красочнее. И, конечно, они будут считать, что делиться всем этим или потерять такие «экстры» — не лучшая мысль. Даже несмотря на то, что это немного улучшит жизни сотен тысяч жителей этой страны. Своя рубашка всегда ближе к телу», – сказала Платонова.
Министерство экономики отмечает, что по модели деятельности порты по сути приравниваются к государственным и муниципальным хозяйственных обществам, целью которых является эффективное управление активами и повышение отдачи, например, в виде дивидендов. Поэтому управления портов должны будут предоставить эту отдачу уже в бюджет 2014 года.
Несмотря на возражения оппонентов, 1 октября правительство поддержало поправки к закону «О портах», которые предусматривают, что управлениям Рижского свободного пота, Вентспилсского свободного порта и Лиепайской специальной экономической зоны все же придется перечислять в бюджет платежи за использование государственной стратегической инфраструктуры. Сумма отчислений портов в основной бюджет государства будет такой же, как и выплаты в специальный бюджет самоуправлений, то есть 10% от тоннажного, канального сбора, сбора с малых судов и якорного сбора. Министерство экономики отмечает, что в Латвии работают три крупных порта – в Вентспилсе, Риге и Лиепае, — общий удельный вес которых в обороте грузов в 2012 году составил 98,19%. В пользование этим портам передано стратегическая общественная инфраструктура, за использование которой порты взимают плату со своих клиентов, однако в государственный бюджет от этих доходов и средства, полученных от другой портовой деятельности ничего не поступает.
Как известно, доходы от портов планируется направить на развитие инфраструктуры государственных автодорог.
Под лупой у иностранных экспертов
Стоит отметить также, что Европейская комиссия возбудила процедуру нарушения против Рижского свободно порта с связи с принятыми им решениями на рынке буксирных услуг. Члены Латвийского совета портов, транзита и логистики до сих пор не смогли договориться о решении, касающемся возможного искажения конкуренции на рынке буксирных услуг в Рижском свободном порту. При этом СК и Министерство экономики считают, что порту следует запретить заниматься коммерческой практикой, как это сейчас происходит на рынке буксирных услуг. Кроме того, высказано предложение отделить Управление Рижского свободного порта от его служб (капитан порта, капитанская служба порта, центр управления сообщением кораблей), которые напрямую контролируют и регулируют работу буксиров в порту.
Премьер-министр Валдис Домбровскис ранее заявил, что процедура нарушения, начатая Еврокомиссией, – это реальная проблема, поскольку из-за этого государство может понести убытки. Он также указал, что штраф придется оплачивать самому порту.
В настоящее время Всемирный банк проводит исследование о работе и конкурентоспособности латвийских портов. В то же время новейшие данные статистики указывают на то, что оборот латвийских портов падает. То же происходит и с индексом конкурентоспособности. Главными недостатками в работе управлений портами эксперты Всемирного банка называют отсутствие анализа о работе конкурирующих портов, об эффективности работы терминалов и грузовом потоке. На презентации предварительного доклада экспертов Всемирного банка отмечалось, что за последние десять лет латвийские порты утратили значительную долю рынка в своем регионе – с 37% в 2000 году до 21% в 2012.
Кроме того, аналитики уделили особое внимание использованию портовых территорий, отмечая, что сейчас аренда земли осуществляется непрозрачно, не проводятся открытые конкурсы, отсутствуют критерии использования земли и минимальные требования относительно активной деятельности на ней. Чтобы добиться улучшений в работе портов, Всемирный банк уже сейчас рекомендует начать вносить изменения в систему управления портами, обеспечить прозрачную аренду портовых территорий, объявить открытые конкурсы на аренду земли и осуществлять мониторинг деятельности терминалов, чтобы выяснить, соответствует ли их деятельность изначально поставленным целям.
102.108.108.5502