За семь лет — с тех пор, как стало известно, что государство будет обязано обеспечивать новые услуги социальной реабилитации совершеннолетним лицам, пострадавших от насилия и совершивших насилие, Министерство благосостояния (МБ) не смогло провести все необходимые мероприятия для своевременного обеспечения данным группам жителей необходимой помощи в предусмотренном объеме.
В прошлом году было определено, что существенные услуги за год должны были быть предоставлены 600 лицам, пострадавшим от насилия, и почти 500 лицам, совершившим насилие, хотя ревизия Госконтроля показала, что на эти цели было потрачено лишь 17% предусмотренного финансирования, и помощь была предоставлена лишь части целевой группы: остальные средства были использованы на другие цели.
В соответствии с Законом о социальных услугах и социальной помощи, с января 2015 года МБ должно было начать предоставление двух услуг — услуги социальной реабилитации для лиц, пострадавших от насилия, а также услуги социальной реабилитации для совершеннолетних лиц, совершивших насилие.
Финансирование для обеспечения данных услуг было запрошено и выделено на 2015 год и два последующих года, в ежегодном размере 554 541 евро. На данную сумму предполагалось предоставить услуги 600 совершеннолетним лицам, пострадавшим от насилия, и 488 совершеннолетним лицам, совершившим насилие.
Однако ревизия показала, что за 2015 год на предоставление услуг было потрачено лишь 92 794 евро — 16,7% от запланированного финансирования — планируемые результаты и результативные показатели были выполнены лишь на 22%. В свою очередь, неиспользованные средства были направлены на обеспечение других социальных услуг — услуги технических вспомогательных средств и услуги ассистента в самоуправлении.
По мнению Госконтроля, обеспечение услуг не было начато в планируемый срок и в планируемых объемах по нескольким причинам. Во-первых, правила Кабинета министров о видах услуг, их объеме, условиях предоставления и администрировании были приняты лишь за несколько дней до даты начала предоставления услуги, оговариваемой законом, хотя МБ уже с мая 2009 года знало о сроке внедрения новых услуг. Во-вторых, мероприятия по информированию социальных служб и общества начались слишком поздно — лишь после внедрения услуг — и в недостаточной мере. Поэтому ведомства, связанные с данной группой лиц — равно, как и сама целевая группа — не были информированы о наличии такой финансируемой государством услуги.
Ревизия также выявила пробелы в процедуре надзора услуг: так, за 2015 год, по меньшей мере, 3911 евро (т.е. 4% от фактического финансирования услуги) было израсходовано безосновательно. Данная ситуация возникла из-за того, что МБ не приняло в договоре с коммерсантом во внимание вопрос возможных условий уплаты налогов с платы за услугу поставщиками услуги. В результате коммерсант необоснованно повысил свои доходы, удерживая не только административные расходы в размере 10%, но и удерживаемые работодателем обязательные взносы государственного социального страхования поставщиков услуг (самозанятых лиц).
Ревизоры указали МБ на недостатки в учете услуги, так как в распоряжении министерства не оказалось информации, которая бы подтвердила факт предоставления услуг и факт их предоставления в соответствии с нормативными актами и текущим договором о закупке.
Ref: 102.000.112.4189