Ежегодно подаваемые около 56 000 деклараций должностных лиц должны служить эффективным инструментом, с помощью которого общество, СМИ и правоохранительные органы могут эффективно следить за деятельностью государственных должностных лиц. Professional
Основные цели системы декларирования — декларирование имущественного положения, предотвращение конфликта интересов и информирование общества. Однако обнаруженное в проведенной Государственным контролем ревизии «Эффективны ли подача, проверка и обнародование деклараций должностных лиц?» заставляет усомнится в эффективности системы.
Так, например, одним недостатков, выявленных Госконтролем в ходе ревизии, является то, что нормативные акты прямо и недвусмысленно не обязывают ни одно из учреждений, имеющих отношение к системе декларирования государственных должностных лиц, проверять истинность указанных сведений.
Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК), сферой ответственности которого является проверка нарушений ограничений, установленных в законе, включая выяснение того, не находится ли должностное лицо в ситуации конфликта интересов, разработало внутренний норматив, в соответствии с которым ежегодно проводит в среднем 120 плановых проверок. Кроме того, данные в среднем 1 000 деклараций государственных должностных лиц используется при прочих проверках, осуществляемых БПБК.
Служба госдоходов (СГД), в чью компетенцию входит контроль за порядком заполнения декларации, истинность указанных сведений проверяет лишь по требованию.
Госконтролер Элита Круминя: «Складывается в некотором смысле абсурдная ситуация. Латвия создала один из самых строгих в Европе порядков предотвращения конфликта интересов. Но почему-то, с тех пор как подаются декларации государственных должностных лиц, мы не создали эффективных механизмов проверки истинности указываемых сведений».
Ревизоры указали и ряд других обстоятельств, которые в рамках действующей системы не дают полностью достичь цель закона. Например, обнаружено, что не все должностные лица исполняют обязанность декларирования. Этому способствует то обстоятельство, что СГД не обеспечивает систематических проверок списков государственных должностных лиц. К недостаткам относится и тот факт, что закон обязывает обнародовать только изначально поданные декларации должностных лиц. Декларации с уточнениями не появляются в общедоступной системе. Это означает, что общество не всегда получает истинную информацию об имущественном положении должностного лица. По мнению Госконтроля, требования закона формально выполняются, но еще необходимо, чтобы учреждения, ответственные за улучшение системы, были больше заинтересованы в устранении этих недостатков.
Ref: 102.112.112.3702