Фонд социальной интеграции (ФСИ), целью которого является финансовая поддержка и содействие социальной интеграции, поддержка реализации программ и проектов развития государственного и негосударственного сектора, не во всех случаях обеспечил единую оценку представленных проектов и прослеживаемость принятых решений, а также несоответствующим образом применил метод финансирования проектов – ставку затрат на одну единицу. К такому выводу пришел Государственный контроль (ГК).
ФСИ администрирует как средства из государственно бюджета, так и финансовые средства иностранных государств. ГК в ходе ревизий проанализировал процесс контроля за предоставлением и расходованием средств госбюджета в размере 1,87 миллиона евро, выданных в период с 2012 по 2015 год на реализацию 151 проекта в рамках 15 программ поддержки. Среди проектов, прошедших проверку, были, например, проекты по изучению латышского языка взрослыми людьми, программы обмена для латышской молодежи и молодежи национальных меньшинств, летние лагеря для детей из Латвии и детей диаспоры и другие.
В результате анализа процесса оценки проектных заявок, проведенного в рамках девяти программ поддержки, был сделан вывод, что ФСИ не во всех случаях обеспечил документирование процесса оценки и прослеживаемость принятых решений, а также единый подход в оценке проектных заявок, вызвав таким образом сомнения в обоснованности решений, принятых ФСИ. Например, аналитики проектов во многих случаях не указали причины снижения оценки, а данная ими оценка не соответствовала предоставленным комментариям. Причина допущенных ошибок – недостатки в системе внутреннего контроля в ФСИ. По мнению ревизоров, эти недостатки повлияли на результаты оценки проектных заявок по трем программам. Если бы ФСИ действовал в соответствии с внутренними нормативными актами, получили бы поддержку другие проекты, представленные по соответствующей программе.
Для уменьшения административного бремени ФСИ в конкурсах проектов использует возможность применения ставки затрат на одну единицу, определенной в Финансовом регламенте Парламента и Совета Европейского союза и предлагаемые регламентом преимущества, состоящие в том, чтобы не проверять фактические расходы получателей финансирования, а только проводить проверку результатов реализации проектов, достигнутых в пределах ранее определенного финансирования. В ходе ревизии был сделан вывод, что ФСИ ставку затрат на одну единицу применил не соответствующим образом. ФСИ не выполнил нормы, определенные в регламенте, а именно, не разработал методику расчета и не обеспечил того, чтобы расчет затрат на одну единицу был бы заранее определенным, справедливым, объективным и доказуемым.
Вместо этого ФСИ акцептировал фактические затраты каждого реализатора проекта. В период с 2012 по 2015 год по программам поддержки, включенным в ревизионную выборку, на основании несоответствующим образом определенной ставки затрат на одну единицу, ФСИ заключил договоры о реализации 44 проектов, предоставив финансирование из государственного бюджета в размере 697 105 евро.
ФСИ, при заключении договоров с реализаторами проектов, затраты на одну единицу определил в соответствии с затратами, определенными каждым реализатором проектов в очень широком диапазоне. Например, в рамках программы «Изучение латышского языка, 2014-2016» с реализаторами проектов заключены договоры об обучении латышскому в Латгальском регионе, предусматривающие затраты на одну единицу в пределах от 108 до 191 евро. «Применяя не соответствующим образом метод определения затрат на одну единицу, ФСИ создал риск неэкономичного и необоснованного расходования средств из государственного бюджета, поскольку не возникает уверенности в том, что цель соответствующей программы достигается путем наименьшего расходования средств государственного бюджета», – отметила государственный контролер Элита Круминя.
Несмотря на то, что ФСИ не обязан проверять фактические расходы на реализацию проектов, если проекты финансируются с использованием ставки затрат на одну единицу, ревизоры путем выборки такие проверки провели, констатировав различные несоответствия. Например, реализаторы проектов заключили договоры с родственниками, проектные расходы невозможно идентифицировать, так как в связанных с реализацией проектов документах не указаны номера заключенных договоров, а также реализация проектов не соответствует положению о конкурсе, проводимом в рамках программы. Констатированы также случаи, когда в расходы по реализации проекта была включена плата за услуги и товары, которые получены незадолго до окончания проекта или после завершения действий, связанных с проектом, расходы, относящиеся к подготовке проектной заявки, не связаны с реализацией проекта или осуществлены в период, когда действия, касающиеся проекта, не происходили. Одновременно ГК хотел бы указать на следующее: если в договорах о реализации проекта определено, что реализаторы проекта должны детально отчитываться по каждой позиции расходов, касающихся проектов, обосновывая расходы оправдательными документами, то ФСИ обеспечивает контроль и надзор за расходованием предоставленных финансовых средств, и тогда констатированные в ходе ревизии несоответствия не подлежат отнесению к конкретному случаю.
ГК предоставил фонду четыре рекомендации, призывающие обеспечить равный и прослеживаемый процесс оценки проектных заявок, применение соответствующих ставок затрат на одну единицу, принять меры по улучшению контроля за расходованием средств финансирования и надзора за выполнением обязательств по договорам о финансировании проектов, а также оценить возможности вернуть предоставленные реализаторам проектов средства из государственного бюджета, которые израсходованы не в соответствии с условиями договоров и требованиями нормативных актов.
Ref: 102.000.108.1355