Госконтроль обнаружил ряд нарушений в работе Рижского свободного порта

Управляющий Рижским свободным портом Леонид Логинов

В марте пройдет уже 15 лет как Рижским свободным портом, пережив десять правительств страны, руководит его управляющий Леонид Логинов. Кресло шефа порта окружали скандалы, но Логинов смог в нем удержаться. Обычно должности теряли те, кто пытался уволить управляющего. 

Так, по распоряжению правительства Эйнара Репше, девять лет назад Госконтроль провел в свободном порту ревизию. Репше планировал обнаружить нарушения Логинова и уволить его. Но после окончания ревизии правительство Репше пало, сообщает программа телеканала TV3 Nekā personīga. 

Сейчас правление порта и его управляющий получили черновой вариант результатов очередной ревизии Госконтроля, который не говорит ничего хорошего о работе управляющего порта. Рижский свободный порт необоснованно тратил деньги на рекламу, не систематично заключал договоры об аренде земли, причалов и буксиров. Почти год госконтроль проверял, насколько эффективно порт управляет имуществом и деньгами. Похоже, что результаты будут нелестными. 

По данным Госконтроля, порт работал вразрез с принципами хорошего управления. Существует риск, что порт неэффективно распорядился 22 миллионами латов (22 168 049 латов). Без процедуры закупки был заключен договор на сумму 11 млн латов (11 266 934 латов) о строительстве железной дороги на Кунздиньсале, а 10,7 млн латов (10 752 422 Ls) были потрачены на работы по углублению фарватеров. Учреждение Логинова нарушило закон «О портах» и осуществило проекты по развитию порта общей стоимостью 24,9 млн латов, которые не были предусмотрены в программе развития Рижского свободного порта. 

Примером нехозяйственного подхода являются и скандальные сделки с паромом Baltic Kristina. 11 лет назад некий офшор, Рижская дума под управлением Гундарса Боярса и свободный порт Логинова основали фирму Rīgas Jūras Līnijas. Чтобы купить паром, порт поручился за фирму при оформлении в банке Parex кредита на сумму 7,7 млн долларов. Позже фирма обанкротилась, а порт выкупил паром, взяв дополнительный кредит. Всего было потрачено 9,7 млн латов. Госконтроль считает, что если бы управление порта действовало мудрее, порт мог сэкономить по меньшей мере 5,5 млн латов. 

Услуги буксиров – одни из самых важных услуг в порту. Буксировочные суда помогают крупным грузовым судам и паромам подойти к причалам. Пару лет назад свободный порт решил монополизировать этот бизнес и забрать его себе, чем было крайне возмущено эстонское предприятие, которое команда Логинова буквально вытеснила из порта. По мнению того предприятия, это делалось незаконно и нечестно, к тому же с вымогательствами взяток. 

В январе суд признал, что в споре с Логиновым правда была на стороне эстонцев. Госконтроль, в свою очередь, считает, что Рижский свободный порт, купив у принадлежащего Василию Мельнику Rīgas kuģu būvētava буксировочные корабли Stella и Santa, потратил 6 млн латов (6 100 000 латов) на то, чтобы начать коммерческую деятельность, не соответствующую функциям порта. 

К тому же порт неудачно сдал корабли в аренду фирме AMBER holdings Liepāja, связанной с вентспилсскими предпринимателями. Фирма не заплатила за использование буксировщиков, и порт так и не смог вернуть долг в размере полумиллиона латов (501 392 лата). Самое странное, что порт не воспользовался пунктом договора, который позволял забрать буксиры у фирмы, если та задерживает платежи, а вместо этого терпеливо позволил продолжить использовать корабли. 

Управление порта также не позаботилось о том, чтобы предприниматели имели равные права на аренду земли. Не было никаких публичных сообщений о возможностях аренды, не организовывались соответствующие открытые конкурсы. Управление порта утверждает, что на стоимость аренды влияет специфика предприятия. Если оно перегружает морские грузы, арендная плата составит полтора процента от кадастровой стоимости земли. Если нет – 5%. Однако при изучении договоров аренды выяснилось, что из 29 фирм, которые планировали перегружать морские грузы, вместо обещанной скидки восьми компаниям пришлось платить полную стоимость – 5%. При этом для еще одной фирмы стоимость аренды составила 1 доллар за кв. м. Было также четыре случая, когда предприниматели просили сдать им в аренду землю в свободном порту, не имея бизнес-плана. 

В двух случаях в аренде было отказано, но двум другим таким компаниям все же удалось заключить договор аренды. Одна из фирм, которые не предоставили бизнес-план, платила минимальную стоимость аренды. И хотя в договорах была предусмотрена возможность досрочного расторжения, если предприятия не выполняют свои обещания вкладывать деньги в арендованную территорию, эта возможность использовалась редко. Так, 20 предприятий, которые обещали переваливать морские грузы и могли платить сниженную арендную плату, свое обещание так и не выполнили. 

Подобным образом обстоит дело с 34 гектарами на Мангальсале, которые семь лет назад порт сдал в аренду ООО Energo SG. Это предприятие принадлежит миллионерам Айнарсу Гулбису и Юрису Савицкису, которые обещали возвести на этом месте терминал сжиженного газа. Терминала до сих пор нет, есть только занятая земля, на которой ничего не происходит. Как свидетельствует годовой отчет фирмы, на аренду этой земли фирма тратит всего девять тысяч латов в год (в 2010 году за аренду заплачено 8 885 латов, в 2011 году — 8 958 латов). 

Деньги тратятся также на цели, не связанные со свободным портом, например, на аренду спортивного зала для гимназии Наталии Драудзини, на дорожку в бассейне Олимпийского спортивного центра, или на ложу в Arēna Rīga, сообщает программа. 

Председатель правления порта из Рижской думы – Андрис Америкс – не хочет оценивать работу управляющего портом и не считает, что факты, обнаруженные Госконтролем, пошатнут кресло Леонида Логинова. Америкс не видит нарушений и бездействия и в своих действиях, и с ухмылкой комментирует вероятности своей отставки после публикации результатов ревизии. 

Министр экономики Даниэлс Павлютс в понедельник, 18 февраля, заявил, что если в заключительном сообщении Госконтроля будет содержаться та же информация о нарушениях и разбазаривании средств, которая уже прозвучала, чаша терпения лопнет. В этом случае вопрос надо будет рассматривать на уровне коалиции, предстоит также оценить соответствие представителей управления порта и его администрации занимаемым должностям. 

Павлютс признал, что он регулярно получает от своего представителя в Рижском свободном порту информацию о возможных нарушениях. Затем она передается правлению свободного порта, премьер-министру и министру сообщения, однако ответной реакции не следует. 

Министр охраны среды и регионального развития Эдмунд Спруджс («Партия реформ») отметил, что он тоже получает от своего представителя в Рижском свободном порту – Инги Антане – подобную информацию, и сейчас готовятся сообщения в связи с докладом Госконтроля. «Если эти факты соответствуют действительности, это будет очередной раз, когда управление Рижского свободного порта отличится странными и трудно объяснимыми обществу решениями, которые руководство свободного порта даже не пытается пояснить», – сказал министр. 

Стоит добавить, что больше ясности о положении дел в латвийских портах может появиться к середине лета, когда нанятые правительством за 70 тыс. латов эксперты Всемирного банка завершат работу над оценкой деятельности портов. 

102.108.108.3823

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости