Службе государственных доходов (СГД) не надо «гонять» население и требовать от него дополнительные документы, если они уже доступны в базе данных и на их накопление потрачены внушительные финансовые средства. Государственный контролер Элита Круминя рассказала в интервью BNN о бюрократической нагрузке СГД и о том, почему из-за отсутствия должного взаимодействия между учреждениями страдает житель.
СГД до сих пор ошибается и не применяет автоматические льготы пенсионерам-инвалидам
Круминя говорит, что СГД постоянно находится в поле зрения Госконтроля: ежегодно надо проводить ревизию налоговых поступлений, и СГД здесь один из главных игроков. Во время ревизии проверяется, с кого собираются налоги и пошлины/сборы. Проверяется и сотрудничество СГД с населением.
«Госконтроль никогда не выступал за необходимость создания бюрократической машины в стране. Проведенные ревизии подтверждают, что СГД еще не пришла к осознанию того, что главное – человек», — говорит Круминя.
«Зачастую ситуация в службе следующая: если в акте недвусмысленно не написано, что работник учреждения должен делать так и не иначе, то они и не думают о том, что, возможно, информация уже имеется в распоряжении учреждения. Таким образом, не приходилось бы просить жителя еще раз нести необходимые бумаги. Не думают они и о решении, которое позволит группам населения получать все полагающиеся им льготы», — говорит Круминя о сотрудничестве СГД с населением.
Госконтролер отмечает, что ревизоры рассматривали очень много вопросов, в том числе как происходит применение налоговых льгот для пенсионеров-инвалидов, все ли лица, получающие льготы по подоходному налогу, поняли систему и могут реагировать.
«Казалось бы, что такое семь евро?»
Госконтролер напомнила случай, когда в 2016 году было обнаружено, что если пенсионер-инвалид не ставил соответствующую отметку в системе EDS, то в отношении него не применялись полагающиеся льготы. Поэтому он ежемесячно не получал в среднем семь евро.
«Казалось бы, что такое семь евро? Но если посмотреть на размер пенсии инвалидов, то это большая сумма. Конечно, если пенсионер знал, что может подать декларацию, он мог это сделать потом. Но в ходе ревизии мы видели, что очень многие не делали этого. К тому же пожилые не знали, что к пенсии не применяется соответствующая льгота», — поясняет Круминя.
«То есть данной информации об инвалидности конкретного пенсионера достаточно, чтобы учреждения, сотрудничая, спокойно обеспечивали автоматическое применение льгот», — говорит глава Госконтроля.
Круминя отмечает, что в то время парламент отреагировал быстро, и были внесены необходимые изменения в нормативные акты, которыми установлено, что необходимо обеспечить автоматическое применение льгот.
«Но, проведя ревизию за 2018 год, мы, к сожалению, обнаружили, что хоть законом и установлено автоматическое применение льгот, все равно остается круг пенсионеров, которые их не получили. Конечно, возникает вопрос: а сейчас в чем проблема? Ведь нормативный акт изменен и в нем четко прописано, как надо делать», — поясняет Круминя.
Выходит, что учреждения не могут сотрудничать друг с другом. «Не умеют сотрудничать Государственное агентство социального страхования, Служба государственных доходов и Государственная комиссия врачей по экспертизе здоровья и трудоспособности. Нужно просто сесть за один стол и разобраться, где проблемы, где обрывается цепочка передачи информации. Почему человек страдает от того, что три учреждения не умеют взаимодействовать?» — говорит она.
«Правила игры» должны одинаково соблюдаться обеими сторонами
«Проводя ревизии, мы видели, что когда житель или предприниматель просрочил свой платеж, в отношении него применяются штрафные санкции. А когда СГД просрочила возврат подоходного налога с населения или любой другой платеж, то штрафные санкции не рассчитываются», — удивляется Круминя.
Круминя говорит, что такие действия службы посылают нехороший сигнал обществу. «Правила игры» должны одинаково соблюдаться обеими сторонами».
По мнению Крумини, СГД и другим учреждениям важно, чтобы нормативные акты не были настолько сложными и бюрократическими. Это тоже связано с пониманием хорошего управления.
«Это путь, по которому надо идти, цель, к которой надо стремиться. Пока совершенно точно черным по белому не будет написано, стремление к лучшему управлению так и будет оставаться в стороне», — заключила госконтролер.