Более чем на 100% или 230 млн подорожало еще не начавшееся строительство Рижского центрального железнодорожного вокзала, выяснила телепередача De facto.
Два года назад строительство центрального ж/д вокзала и моста через Даугаву должно было обойтись в 200 млн евро, однако этим летом был подписан договор на 430 млн.
Закупка прошла по плану, а изменения произошли позднее, выяснила De facto.
Тогдашние должностные лица не могут объяснить, почему проект подорожал. Бывший руководитель Eiropas Dzelzceļa līnijas Андрис Линужс утверждал, что сначала в закупку не было включено строительство моста, а руководитель комиссии по закупкам сказал, что строительство станции было запланировано гораздо менее малозначимым, чем сейчас.
Однако De facto выяснила, что причина подорожания – перенос риска на строителей Besix Rere Group, что вынудило их повысить конечную цену, чтобы подстраховаться от убытков.
Источники De facto сказали, что за решения, которые привели к подорожанию, ответственен Линужс, покинувший пост руководителя Eiropas Dzelzceļa līnijas весной. Впрочем, сам он считает, что внедрил инновацию и вовремя позаботился о том, чтобы возможное подорожание оплачивалось из денег еврофондов.
De facto ранее подозревал Линужса в возможной подделке документов, однако тогдашний министр транспорта Улдис Аугулис защитил его. И теперь он не видит вины должностного лица.
«Однако за подорожание всегда кто-то платит. В этот раз это и латвийские, и европейские налогоплательщики. Большую часть планируется покрыть деньгами еврофондов. Но около 65 млн евро на строительство ж/д станции придется искать в госбюджете», — заключает De facto.
Председатель правления Eiropas Dzelzceļa līnijas Каспарс Вингрис отрицает, что Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией или Совет по конкуренции запрашивал информацию об этой закупке. Да и бельгийские предприниматели Besix не выражают обеспокоенности по поводу вероятной причастности Rere Group к делу о строительном картеле.