Любая толерантность в отношении коррупции и так называемых «махинаций» недопустима. Об этом при первой же встрече с руководствами обществ капитала, подчиненных Министерству сообщения, заявил новый министр сообщения Талис Линкайтс (Новая консервативная партия), отмечает программа de facto на телеканале Latvijas Televīzija.
За последние годы отраслевые предприятия были замечены в нескольких скандалах, самым громким из которых было задержание президента Latvijas Dzelzceļš (Ldz) Угиса Магониса с полмиллионами евро в багажнике служебного автомобиля. Обвиняемый во взяточничестве Магонис потерял пост сразу после задержания. Однако в обществах капитала Министерства сообщения по-прежнему работают другие лица, против которых заведены уголовные процессы, сообщает de facto.
В программе отмечают, что правоохранительные органы часто проявляли интерес к обществам капитала, связанным с отраслью сообщения. Бывшее правление Pasažieru vilciens во главе с Нилом Фрейвалдсом сидит на скамье подсудимых по делу о закупках новых поездов. Второй год длится суд о возможном взяточничестве, обвиняемым по которому проходит бывший президент Ldz Угис Магонис.
В прошлом году стало известно, что в неприятности попал и руководитель дочерней компании Ldz Loģistika Вернерс Лусис. В связи с высказанными польскими властями подозрениями об участии Лусиса в многомиллионной налоговой схеме, его во время поездки в Литву задержала криминальная полиция. Более года Лусис не может покинуть Литву, поскольку суд до сих пор не принял окончательного решения о его выдаче Польше, при этом выехать из государства ему тоже запрещено. И хотя Лусис сразу же покинул пост руководителя LDz loģistika, он до сих пор получает щедрую зарплату от структур Latvijas Dzelzceļš, указывается в программе.
В коротком сообщении de facto Лусис подтвердил, что его договор с LDz Cargo все еще в силе. В 2017 году Лусис получил по нему 30 тыс. евро в год.
Некогда работавшему в вентспилсском транзитном бизнесе Лусису всегда удавалось получить руководящие должности в сфере сообщения, когда портфель министра был в руках Улдиса Аугулиса из «Союза зеленых и крестьян» (СЗК). Однако теперь он перешел к представителю критикующей СЗК Новой консервативной партии Талису Линкайтсу. На просьбу прокомментировать ситуацию с Лусисом Линкайтс сообщил de facto: «Мы оцениваем все предприятия по очереди — все государственные акционерные общества, подведомственные Министерству сообщения, в том числе Latvijas Dzelzceļš. И все вопросы — как о политике относительно персонала, так и о руководстве и расходах — будут учитываться при оценке работы руководства».
Руководитель ответственного за введение проекта Rail Baltica ООО Eiropas Dzelzceļa līnijas (EDzL) Андрис Линужс в свое время тоже работал в вентспилсских компаниях, связанных с транзитным бизнесом. De facto неоднократно сообщал о более позднем периоде в биографии Линужса — о его связи с предприятиями, занимающимися ветряной энергией Winergy и Enercom Plus. В связи с этими компаниями возбуждено несколько уголовных процессов, три из которых уже попали в суд.
Сам Линужс не является обвиняемым, однако нанятый им директор финансового департамента EDzL Алдис Упеникес — один из семи обвиняемых по делу о возможном хищении и отмытии крупных сумм.
Если в случае в Вернерсом Лусисом и Алдисом Упениексом уголовные процессы связанны с их деятельностью до работы в структурах Минсообщения, то иначе обстоит дело с одним из сотрудников Latvijas Valsts ceļi (LVC). Речь идет об Айнарсе Вилнитисе, который в прошлом году был советником правления, а ныне является ведущим руководителем проектов в Строительном управлении. В его обязанности входит также подготовка публичных закупок, отмечают в de facto.
В 2011 году он был членом правления Latvijas Autoceļu uzturētājs (LAU). Тогда правление предприятия одобрило сделку, предусматривающую закупку спецтехники для содержания дорог в зимних условиях. Машины покупались в Греции через Германию, но одна из них не была доставлена. Вилнитис вместе с бывшим руководителем LAU Айваром Силиньшем обвиняются в бездействии должностных лиц, которое вызвало тяжкие последствия — убытки превышают 160 тыс. евро.
Недавно дело перешло в суд. Свою вину Вилнитис не признает.
Вилнитис утверждает, что руководство LVC в курсе уголовного дела. Это не отрицает и пресс-секретарь предприятия. LVC не видит рисков. «Во-первых, все участники закупочной комиссии прошли проверку в соответствии с требованиями закона, также каждый сотрудник LVC проинформирован обо всех коррупционных рисках и подписал подтверждение, что он осознает и обязуется соблюдать в своей деятельности все эти антикоррупционные рекомендации», — пояснила передаче руководитель отдела коммуникаций LVC Анна Кононова.
De facto также указывает на то, что помимо уголовных дел против Вилнитиса, Силиньша и еще трех бывших членов правления, со стороны LAU выдвинут еще и гражданский иск. Год назад компания обдумывала возможность мирного соглашения, однако от идеи позже отказались по причине перехода дела в суд.
LAU проходит в качестве потерпевшего как по этому давнему уголовному делу, так и по начатому в прошлом году БПБК деле о закупке доломитового щебня в 2016 году, в которой победила компания Vlakon. В апреле борцы с коррупцией провели обыски в помещениях LAU, в том числе в кабинете бывшего члена правления Анастасии Удаловой. В конце года бюро передало дело в прокуратуру. БПБК сообщило, что заключенный договор отличается от утвержденного правлением проекта, в результате чего было переплачено более 270 тыс. евро. В данном случае БПБК так же видит бездействие должностных лиц, вызвавшее тяжкие последствия.
Передаче также известно, что БПБК просило выдвинуть обвинения против Удаловой, бывшего председателя правления Владимира Кононова, а также против юриста Эвии Риквейле, которая вплоть до ноября работала в департаменте публичных закупок LAU и в нескольких комиссиях по закупкам. Почему она покинула пост, не сообщается.
Обнаружил ли министр сообщения, чья партия выступила с громкими обещаниями бороться с коррупцией, новые нарушения? Пока Линкайтс немногословен на этот счет: «На четырнадцатый день работы правительства, конечно, можно многое узнать, и мы уже многое начали. Однако мой подход — сначала оценить, а затем обнаруживать, наказывать и сообщать обществу, а не сначала кого-то увольнять, а потом уже оценивать».