Треть крепких спиртных напитков, которые потребляют в Латвии, являются спирто-водяными смесями неизвестного происхождения. Такую ситуацию создает до сих пор не разрешенный вопрос об ограничении рынка нелегального алкоголя, ставший вновь актуальными с наступлением кризиса в 2009 году. Об этом в интервью порталу BNN отметил председатель правления АО Latvijas balzams Гунтис Аболтиньш-Аболиньш.
Какие важнейшие события произошли в представляемой Вами отрасли?
В мире стремительно меняется геополитическая ситуация, и события последнего времени показывают, что она стала существенным, влияющим на развитие фактором. Она влияет на приоритеты и меняет наши взгляды на риски. Геополитическая среда и происходящие в ней процессы могут как открыть неожиданные возможности для роста, так и в случае неблагоприятных факторов отбросить развитие бизнеса на несколько лет назад. Понятно, что нужно проводить оценку рисков, а особенно потому, что такая небольшая экономика, как наша, очень чувствительна к происходящему, и эффект — положительный или отрицательный — тоже очень быстро чувствуется.
В отрасли алкогольных напитков все еще актуален вопрос об ограничении рынка нелегального алкоголя, который стал снова актуальным с наступлением кризиса в 2009 году. Хотя регулирующие и правоохранительные учреждения, а также представители отрасли, и все мы вместе стараемся изменить эту ситуацию как на законодательном уровне, так и в практической борьбе с такими нелегальными каналами торговли каждый в рамках своей компетенции, однако тут предстоит еще долгий путь. Ненормально, если треть крепких спиртных напитков, которые потребляются в стране, являются спирто-водяными смесями неизвестного происхождения. Еще хуже то, что состав этих смесей не поддается контролю и является очень опасным. Как свидетельствуют проведенные в нашей лаборатории анализы отдельных видов этих напитков, которые между прочим являются подделками хорошо известных местных и импортированных марок, допустимое количество метанола нередко превышено в десятки раз. Это грозит летальным исходом, слепотой или тяжелым отравлением, что уже подтверждено недавними случаями в Латвии и Европе.
Мероприятия по борьбе с нелегальным рынком должны идти рука об руку с просвещением общества о разумном и культурном потреблении напитков. Хотя в последнее время и стал актуальным вопрос о такой беде, как «легальные наркотики», но не менее актуальна проблема приобретения молодежью алкоголя неизвестного происхождения в точках на углу или с рук. Считаю, что вопросы общественного здоровья решаются в тесной взаимосвязи с вопросами по борьбе с нелегальными алкоголем и наркотическими смесями.
На развитие отрасли самым тесным образом влияет политика оборота спиртных напитков. Считаю, что решениями, принятыми в 2013 году, сделан шаг в неправильном направлении, и он уводит нас от главной цели — снижение алкоголизма среди молодежи. В прошлом году были введены изменения в Закон об обороте алкогольных напитков, предусматривающие существенные ограничения только для отдельных видов алкоголя, выделяя напитки по происхождению, деля их на вредные и как бы менее вредные. Сегодня уже видим последствия такой политики: начаты дискуссии о том, относится ли закон ко всем одинаково, выполнять его или не выполнять, кому выполнять и даст ли это желаемый эффект.
Этот подход абсолютно абсурден, так как в корне не совпадает с изначально сформулированной целью ограничений — сократить доступность алкоголя для несовершеннолетних. Я бы сказал, что правительство «играется» такими решениями. Вместо того, чтобы принимать законы, которые бы благоприятно влияли на бизнес, а также решали бы проблемные вопросы.
Ощущаете ли Вы улучшение экономических обстоятельств и рост бизнеса на рынке?
В бизнес-среде ощущается некоторый рост оптимизма, который связан с динамикой покупательской способности и потребления. Докризисного уровня мы еще не достигли, но позитивное развитие чувствуется. Однако геополитические события последнего времени оставили след и снизили ранее прогнозировавшийся рост и в Латвии. Думаю, что это сигнал для каждого предпринимателя, насколько важен этот фактор в повестке дня, а именно: происходящее в геополитической среде мира, а особенно, если это касается наших соседей.
Как Вы оцениваете проводимую правительством экономическую политику по улучшению экономической ситуации в стране?
Экономическая политика в последнее время напоминает топтание на месте, в ней не хватает решительности, твердого хребта, уверенности в приоритетах и того, как их достичь. Есть такое чувство, что в тени политической осторожности нередко упускаются возможности роста. Вернувшись в Латвию несколько лет назад и переняв руководство этим предприятием, я по истине был среди тех, кто верил силе Плана национального развития (ПНР). Теперь, к сожалению, чувствую скепсис и это «топтание на месте» служит ему основой. И утвержденный в прошлом году правительством План по реэмиграции и его программа действий являются, по-моему, частью экономической политики: если мы установили проблему и ищем решения для нее. Не чувствуется этот переход от слов в делам, который заставил бы каждого гражданина и предпринимателя поверить.
Хочу подчеркнуть, что государство должно уважать каждого предпринимателя, а особенно тех, кто только в начале этого пути, к примеру, начиная экспорт или учреждая свое микропредприятие. Недальновидное и непостоянное законодательство, недружественная налоговая политика могут стать решающим шагом для того, чтобы этот небольшой предприниматель попал в ряды безработных или оказался на государственном содержании. Конечно же и предприниматели должны уважать свою страну и выполнять свои обещания.
Как на Вашу предпринимательскую деятельность влияет латвийская политика? Какие изменения в латвийском законодательстве Вы хотели бы видеть? Что мешает, а что помогает?
В основании развития и роста — «три кита»: во-первых, предсказуемость в законодательстве; во-вторых, конструктивный диалог между предпринимателями и разработчиками решений и политиками; в-третьих, меньше помех в каждом процессе.
Любая, даже самая лучшая инициатива гибнет, если перед ней внезапно возникают законодательные препоны, на которые предприниматели или инвесторы не рассчитывали. Бюрократия в свою очередь крадет наши время и средства.
Какова Ваша оценка позиции отрасли на балтийском рынке? Какова конкуренция с Эстонией и Литвой?
Развитие латвийской экономики невозможно без новых инвестиций и создания новых рабочих мест, и поэтому важным критерием конкурентоспособности каждого предприятия являются налоги на рабочую силу. В прошлом году правительство сделало важный шаг, сократив подоходный налог с населения (ПНН) на 1% — до 24% — уже в этом году и наметив дальнейшее снижение до 20%. Хотя и налоговое бремя в Латвии, если оценивать налоги в процентах от внутреннего валового продукта (ВВП), сравнительно низкое, но низкий уровень доходов составляет большой удельный вес, и налоговое бремя в отношении маленьких зарплат до сих пор очень высокое. Это становится важным фактором конкурентоспособности в легальном бизнесе.
Latvijas balzams (LB) до сих пор сохраняет лидерские позиции в отрасли в Балтии. Нужно сказать, что ведущие предприятия нашей отрасли в Балтии все, как один, фокусируются на развитие экспорта и на выстраивание своей логистической сети. На своих крупнейших экспортных рынках, таких как Россия, Литва, Украина, LB сотрудничает с крупнейшими компаниями отрасли, которые могут гарантировать нам объемы. Несмотря на то, что домашний рынок — Балтия — сохраняет важное значение в структуре экспорта LB, потенциал роста, конечно, есть на крупнейших рынках соседних стран и Европы. Мы поставили перед собой весьма амбициозную цель — повысить оборот на 14%, который опирается главным образом на очень динамичный рост продаж в странах экспорта.
Что является «козырем», а что — «Ахиллесовой пятой» Вашей отрасли?
Отрасль алкогольных напитков ежегодно вносит вклад в структуру государственных доходов, в занятость и экспорт. Как крупнейшее предприятие в отрасли, мы только в прошлом году перечислили государству в виде налогов почти 59 млн евро, в том числе и в виде акцизного налога — 43,4 млн евро. Отрасль алкогольных напитков является одной из крупнейших экспортеров в стране. Этим хочу сказать, что «козырь» отрасли — его ценность и дань развитию страны, которую нельзя оценивать как низкую. Мы представляем и древние традиции производства, ведь «Рижский черный бальзам» (Rīgas Melnais balzams), к примеру, является одним из старейших торговых марок алкогольных напитков в Европе.
Говоря об «Ахиллесовой пяте», я бы сказал, что мы — отрасль, которая должна быть крайне ответственной в своей коммуникации с потребителями и в действиях, так как алкогольная отрасль приравнивается к так называемым «греховным индустриям». Нашей «Ахиллесовой пятой» определенно является и налоговая политика местного рынка. Уже сейчас регулирование латвийской алкогольной отрасли является одним из самых жестких в Европе и отрасль очень остро реагирует на каждое новое бремя, которое вводится, а ведь в нынешней ситуации отрасль должна конкурировать на местном рынке и со значительной частью некоммерческого алкоголя, которая составляет около 30%.
Ощущаете ли Вы нехватку квалифицированной рабочей силы?
Наше предприятие уже долгое время сохраняет плюс-минус постоянное число работников — около 600, которых с честью удержали и в годы кризиса, и частая смена работников у нас не наблюдается. Но в то же время мы столкнулись и с тем, что в производстве не хватает квалифицированных специалистов, которые мы должны обучать сами за деньги предприятия.
Почему такая ситуация? Думаю, что это несоответствие между заказом, или необходимостью, которая не осознана, и предложением в плане образования. Это проявляется во многих сферах, не только в производстве, где не хватает узкоспециализированных кадров. Крайне необходимы операторы автоматизированных линий и операторы производственного оборудования с техническим образованием. Связь между образованием и производством определенно нужно улучшать.
Каковы прогнозы на ближайшие пять лет? Экономическая ситуация в отрасли улучшится, ухудшится или не изменится?
На ситуацию в отрасли повлияют два главных аспекта: во-первых, продвижение политики алкогольного оборота и во-вторых, способность государства контролировать и уменьшать теневую экономику в отрасли, способствуя таким образом конкуренции предпринимателей между собой, а не с «серой экономикой».
Одинаковое отношение при формировании политики алкогольного оборота будет весьма важным. Начало года уже отметило то, что сделанные в прошлом году поправки не продуманны, закон может интерпретироваться, и мы отклонились от первоначальной цели.
Продуманные законодательные инициативы и способ их внедрения являются крупнейшей латвийской проблемой в долгосрочной перспективе. Нередко под влиянием политического лобби принимаются уродующие конкуренцию законы или законы, которые неполные, поверхностные, непродуманные и оставляют место для интерпретаций. Борьба за электорат не должна доминировать над экономическим мышлением и видением будущего.
Ref: 102.112.103.134