Самоуправления должны до сентября подготовить и предоставить Министерству образования и науки свое видение развития школ, сообщила министр образования и науки Илга Шуплинска (Новая консервативная партия). По ее словам, до осени самоуправления должны решить, какие учебные учреждения в 2020 году будут действовать как средние школы, какие станут государственными гимназиями, а какие следует реорганизовать в основные школы.
Это необходимо, чтобы на государственном уровне можно было обсудить оптимизацию сети школ, а также последствия и выгоду от нее, сказала министр. При этом она добавила, что эта работа должна вестись в тон дискуссиям об ожидаемой административной реформе. Шуплинска отметила, что до мая могут быть разработаны критерии качества образовательных учреждений.
Оптимизация сети школ — один из актуальных вопросов минстерства, в том числе в контексте зарплат педагогов и реформы содержания образования. Министерство ранее неоднократно указывало на то, что динамика сокращения количества учеников не соответствует тому, как происходит процесс приведения школ в порядок, таким образом в школах становится все меньше учеников, что не позволяет учителям работать с полной нагрузкой и в результате получать соответствующую оплату.
Реформа зарплат педагогов, введенная при министре Карлисе Шадурскисе («Новое Единство»), связана в том числе с количеством учеников в учебном заведении. При этом в качестве первичного критерия выдвигается качество образовательного учреждения.
Шадурскис ранее отмечал, что повышение зарплат педагогов при соблюдении условий графика повышения зарплат возможно за счет средств, сэкономленных в ходе приведения в порядок сети школ.
Несмотря на то, что в прошлом году были реорганизованы десятки образовательных учреждений, сэкономленных средств оказалось недостаточно. Экономический географ Янис Турлайс, который по заказу министерства провел обширное исследование о сети школ в Латвии, заявил, что по итогам проделанной самоуправлениями работы по приведению в порядок сети школ можно сказать, что это были «бутафорские» реформы «на бумаге». Это, соответственно, не позволило сэкономить средства, как планировалось. Исследование, основной акцент в котором делался на приведении в порядок сети средних школ, показало, что для того, чтобы учителя могли зарабатывать хотя бы 1 000 евро после уплаты налогов, в Латвии необходимо значительно сократить количество средних школ.