«Предложение «Партии реформ» побудит руководство портов работать эффективнее и остановит разбазаривание средств на сомнительные премии и покупку дорогих автомобилей для своих сотрудников. Перечисление части доходов руководства портов в госбюджет обеспечит клиентам портов возможность использовать лучшую дорожную инфраструктуру и станет показателем того, как налогоплательщики могут оценить эффективность работы портов», – подчеркнула заместитель председателя фракции «Партии реформ» в Сейме Занда Калниня-Лукашевица.
«Очевидно, что руководство портов и связанные с ними политические силы будут сопротивляться этому шагу и назовут его разными словами, поскольку таким образом огромные финансовые средства, доступные узкому кругу «своих» будут направлены в госбюджет и принесут пользу всему обществу, а не только избранным», – сказала Калниня-Лукашевица.
Отмечается, что муниципальная и государственная земля и акватория передаются в руководство управлению соответствующих портов. Общие гидротехнические постройки порта (молы, регулирующие течение дамбы, волнорезы, береговые укрепления), фарватеры в Рижском, Лиепайском или Вентспилсском портах являются собственностью государства или самоуправлений.
Кроме того, согласно закону о портах, управление портов может арендовать или сдавать в аренду принадлежащую государству или самоуправлению землю, использовать здания и постройки, наземные и подземные коммуникации для строительства или проведения другой хозяйственной деятельности. Управление порта в таких сделках представляет владельца земли. Наибольшую часть доходов руководства портов составляют доходы, полученные в качестве платы за использование муниципальной или государственной земли и акватории и платы, взимаемой в установленном законом порядке.
Калниня-Лукашевица также напомнила, что финансовые средства руководства портов образуют: отчисления от портовых выплат; плата за аренду земли; арендная плата за использование недвижимого имущества, принадлежащего или переданного в управление руководству портов; инвестиции; плата за оказанные руководством порта услуги; дарения и пожертвования; дотации из бюджета самоуправления, если таковые предусмотрены в бюджете самоуправления.
В настоящее время, согласно закону о портах, руководство портов платит в бюджеты самоуправлений 10% от ряда взимаемых портовых выплат. «Партия реформ» предлагает ввести подобные отчисления в госбюджет.
Обязательство перечислять часть доходов в бюджет государства будет распространяться только на три крупнейших порта Латвии, которые находятся в Риге, Лиепае и Вентспилсе. По мнению «Партии реформ», полученные средства можно было бы направить на развитие латвийской дорожной инфраструктуры.
Кроме того, согласно второй части 14-й статьи закона «О портах», 10% от тоннажного, канального сбора, сбора с малых судов и якорного сбора зачисляются в специальный бюджет самоуправления и используются на развитие инфраструктуры, связанной с деятельностью порта.
Ref:103.108.108.1816