«Если говорить открыто о возможностях партий находить себе финансирование, например, от крупных компаний, то вывод неутешительный: в Латвии партиям невозможно по-честному найти крупные деньги», — сказала в интервью BNN о неспособности государства обеспечить достойное финансирование партиям исследователь аналитического центра Providus Ивета Кажока.
«Это фундаментальная проблема финансирования латвийских партий. Во время дискуссии на фестивале разговоров Lampa почти все партии в те моменты, когда не говорили на камеру, были готовы признать, что ее надо решать», — продолжает она.
Эстонские партии в 2015 году поделили между собой 5 400 000 евро, а литовские политические силы – 5 800 000 евро. Между тем латвийским партиям полагалось 612 398 евро из госбюджета, что почти в девять раз меньше, чем у соседей.
Кажока поясняет, что партии либо пытаются обойтись совсем малыми суммами, которых недостаточно, чтобы можно было работать, либо пытаются «придумывать схемы». «Иногда они со своими схемами нарываются, то есть правоохранительные органы замечают их», — сказала Кажока. Она добавила, что в основном ответственные учреждения, например Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК), не замечают этого.
Чтобы содержать партию, должно быть финансирование
«Чтобы достигнуть избирателя, какие-то финансы должны быть: чтобы хоть немного оплачивать рабочее время людей, какие-то визуальные материалы, чтобы содержать партию, чтобы вообще можно было общаться с теми 500 членами, чтобы подключить их к партийной работе. Без ресурсов этого не сделать качественно», — говорит исследователь.
Она считает, что ситуация в Латвии на фоне всей Балтии довольно печальная: «Финансирование для партий в десять раз меньше, но от этого латвийское общество не стало менее требовательным к ним. Мы ждем, что за сумму в десять раз меньше латвийские партии будут некоррумпированными, способными разрабатывать качественные программы в самых разных отраслях, предлагать сильных людей на различные должности».
«Партии становятся коррумпированными, поэтому в будущем надо думать о том, чтобы латвийские партии не были вынуждены искать финансирование из коррумпированных источников. Единственное решение, которое придумано в мире и работает в Евросоюзе, — достойно финансировать партий из госбюджета», — полагает Кажока.
Она добавила, что и тогда, когда политические силы будут финансироваться из госсредств в достаточном объеме, коррупционные риски не исчезнут. В этом случае тоже бывают скандалы, когда партии привлекают какое-то «черное» финансирование. «В такой ситуации давление на партии все-таки не такое большое. Те партийные члены, кто хочет, чтобы партия работала честно, могут отстаивать этот принцип, ведь партия из-за этого не обанкротится и будет иметь ресурсы на организацию кампании», — пояснила она.
В 2012 году Латвия начала постепенно вводить государственное финансирование для парий и обязалась каждые несколько лет оценивать возможности улучшения. До 2017 года такая оценка не проводилась, говорится в исследовании Providus «Государственное финансирование для латвийских партий: куда дальше?»
Из сказанного Кажокой следует, что нынешняя система заставляет политиков искать способы получения грязных денег. Даже если какая-то конкретная политическая сила идет с самыми лучшими намерениями служить государству, но чтобы попасть к власти, необходимо получить грязные денежные средства, и лишь тогда можно повлиять на политическую систему.
Недостаточное финансирование партий губительно и для избирателей
На комментарий: «Среднестатистический избиратель, пожалуй, не будет в восторге от идеи, что нужно увеличить финансирование партий» Кажока ответила, что «избиратель не думает о том, насколько партии нужны деньги, чтобы нормально работать».
Кажока сравнивает это с тем, как если бы избиратель получал десятую часть за свою работу от того, что получает такой же работник в Литве или Эстонии. «Ну и какой отдачи от них можно ожидать?» — спросила она.
«Если это только не какой-нибудь очень недовольный избиратель, который в принципе вообще обошелся бы без парламента и правительства, то со временем надо понимать, что то, что партиям платят из госбюджета очень мало, не способствует тому, что политики будут работать лучше и стараться больше», — добавила Кажока. Она поясняет, что последствия таковы, что партии, готовые работать честно, попросту не могут работать, пока другие, менее строгие в своих стандартах и готовые привлекать нелегальное финансирование или финансирование «с условиями», попадают в правительство. «В долгосрочной перспективе это губительно для латвийской системы партий», — добавила она.
Она подчеркивает, что «это губительно и для избирателя, который во многом зависит от будущих решений партий: насколько профессиональными будут реформы, связанные, например, с налогами, насколько честными будут суды, будут ли там какие-то привилегии для особых групп или групп не будет, что во многом зависит от того, какие законы создаст Сейм и насколько качественно будет работать правительство».
Если все, о чем думает избиратель, это гнев по отношению к политикам, тогда он еще долго будет вариться в этом заколдованном круге
«Если партии останутся настолько слабыми, как сейчас в Латвии, то никакого прогресса в уже названных областях, включая собственное благополучие, этот избиратель может не ждать», — считает Кажока.
Она подчеркнула, что для понимания этой цепочки связей необходимо немного углубиться. «Если все, о чем думает избиратель, это гнев по отношению к политикам, партиям, и при этом он не понимает, почему эти партии, политики в Латвии такие слабые, хотя это в большей степени связано с тем, сколько мы инвестируем в эти партии и политиков, то этот избиратель еще очень долго будет вариться в этом заколдованном круге», — сказала Кажока.
Автор текста на латышском языке — Элизабете Межуле