Несмотря на то, что за последние годы производство в крестьянских хозяйствах стало более эффективным, закупочные цены на молоко до сих пор не покрывают производственные издержки. Молочная отрасль в большой степени зависит от дотаций.
К такому выводу пришли эксперты Латвийского центра сельских консультаций и образования (ЛЦСКО), оценив себестоимость производства молока и цены на его реализацию в группе малых и средних хозяйств (20-65 молочных коров).
Сравнение показателей отрасли в 2007 и 2011 году показало, что разница в цене на молоко молочных хозяйств пять лет назад и два года назад составляет всего 0,4 сантима (18,4 сант/кг в 2007 году, 18,8 сант/кг в 2011 году).
При этом себестоимость производства молока в этот период снизилась с 23,8 до 21,5 сантимов за кг молока.
«Закупочные цены на молоко вернулись на докризисный уровень, но они до сих пор не устраивают владельцев многих малых и средних хозяйств. Этого недостаточно для долгосрочного планирования и более стремительного повышения эффективности производства – модернизации ферм и увеличения поголовья скота», – отметил председатель правления ЛЦСКО Мартиньш Цимерманис.
По его мнению, следует также напомнить, что стоимость литра молока в магазинах выросла с 46 сантимов в 2007 году в среднем до 59 сантимов сейчас. То есть цены выросли на 28%, или на 13 сантимов. Частично на рост цен повлияло повышение НДС (примерно на 3 сантима).
«Кому достались остальные 10 сантимов, если закупочная цена у малых и средних хозяйств существенное изменилась?», – риторически спрашивает Цимерманис.
Эксперты центра отметили, что наибольшие расходы молочных хозяйств составляют постоянные выплаты – оплата электроэнергии и топлива, расходы на технику, на модернизацию и содержание ферм, налоги и зарплаты. В производстве одного кг молока эти расходы составляют 13,6 сантимов (на 1,1 сант/кг меньше, чем в 2007 году). Переменные затраты – главным образом покупка корма – составляют 7,9 сантимов на кг молока (на 1,2 сант/кг меньше, чем в 2007 году).
ЛЦСКО подчеркивает, что одним из факторов повышения эффективности является кооперация. У малых и средних хозяйств зачастую нет возможности и необходимости единолично покупать всю необходимую хозяйственную технику.
Ref:103.108.108.1766