Со времен Второй мировой войны не было такого огромного миграционного кризиса, как в 2015 году: из-за конфликтов, насилия и нарушения прав человека было перемещено рекордное число людей – 65,3 млн, в том числе 21,3 млн беженцев, сообщает Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Марта Рибеле, руководитель информационного бюро Европарламента, напоминает, что в мире нет мира, поэтому ситуация остается нестабильной.
Евопарламент много и по-разному пробовал решать эти вопросы. Что-то удалось достичь. А что еще предстоит сделать, что и как много об этих вопросах знает общество и нужна ли в Латвии дополнительная рабочая сила, если здесь до сих пор около 80 тыс. малоквалифицированных безработных? Об этих вопросах на конференции «Иммиграционные решения на следующие десять лет: управление потоками, возможности для рабочей силы, интеграция» говорили и представители министерств, и депутаты ЕП.
Несколько представителей подчеркнули, что довольно много информации по миграционным вопросам, но она не передается умело обществу, от этого и возникают страх, предрассудки относительно приезжих из других стран. Рибеле: «Гражданское общество нужно просвещать, устранить эту боязнь [иммигрантов]».
Говоря о том, как составить бюджет, планировать распределение беженцев и предпринимать любые другие плановые действия, Рибеле напоминает, что любое прогнозирование является очень сложным. Опираясь на историю, конечно, можно провести эту кривую, но насколько она будет точной — это весьма сложно. А Артис Пабрикс говорит следующее: «Нам не надо изображать несознательных мыслителей, мол, пока не будет максимальной информации, я буду сидеть на диване и «крутить большими пальцами», не зная, с чего начать. У нас достаточно информации, чтобы предлагать толковые решения по этим вопросам».
«За пару месяцев составить 2-страничный план действий. Все. Хватит. Идем вперед. Выражаясь простым языком, перестаем топтаться на месте», — предлагает Пабрикс.
Когда зашла речь об интеграции мигрантов в Латвии, то чаще всего акцентировался вопрос о языке.
«У меня сердце болит оттого, что мы в Латвии уже прожили 30 лет, а здесь до сих пор нет такой простой вещи, как обязательные вводные курсы по языку и культуре в вузах. По-моему, они существенные, важные, необходимые и безотлагательные», — считает Пабрикс.
По его мнению, такие курсы должны проходить все иностранные студенты, прибывающие в Латвию. Инесе Пауловича, заместитель госсекретаря Министерства культуры, отметила, что латышский язык — основа сплоченного общества. А Филипс Ластовскис, журналист, пишущий о ЕС, сказал, что толком не ясно, знание латышского языке — основной принцип или вспомогательное средство в интеграции.
Говоря о том, сколько нужно разрешить работать иностранным студентам, большая часть собравшихся были уверены, что максимум 20 часов в неделю, а иначе «у них [студентов] не будет времени на учебу». «Студенты, которые тут работают больше 12 часов [в неделю], таким образом интегрируются в нашу экономическую, общественную среду и помогают нашему бизнесу», — говорит Пабрикс.
Собравшиеся согласились с тем, что иностранных студентов следует активно вовлекать в рынок труда, чтобы они хотели оставаться в Латвии, «потому что они «знающие» и будут полезны росту Латвии».
По поводу привлечении рабочей силы из других стран депутат Пабрикс сказал: «В сельском хозяйстве нам не обойтись без временной рабочей силы. Никто в Латвии, даже студент, не пойдет собирать клубнику рано утром за эту оплату. Украинцы, белорусы — пусть они едут и собирают эту клубнику. В Латвии понадобятся гастарбайтеры. Поможем нашей экономике развиваться», — считает Пабрикс.
Дидзис Мелькис, журналист, пишущий об экономической политике: «Одни настаивают на том, что нужно использовать ту [рабочую силу], что уже есть в Латвии, а другие — что нужно привлекать специалистов из-за рубежа. По-моему, не нужно выбирать ни первое, ни второе, а нужно создать какую-то «комплектацию».
На какой законодательной базе, на какой период и на каких условиях будут приниматься эти гастарбайтеры?
«Сейчас, в отличие от советских времен, мы определяем, кто и как будет здесь работать, как находиться, что учить и не учить», — говорит Пабрикс.
По поводу разнообразия культур и того, как приезжие могут изменить культурную среду Латвии, депутат сказал: «Кто-то интерпретирует толерантность, как простой автоматический прием любого, кто приезжает к нам. Соискателям убежища нужно четко пояснить, что есть вещи, которые мы не собираемся менять ради них».
«Политика политикой, но, в конце концов, есть человек. Соискатель убежища — это человек, и те, кто их принимают, — тоже люди. Если мы хотим, чтобы в кризисной ситуации нас поддерживали другие страны, мы должны поддерживать страны, из которых идет наибольший поток мигрантов», — напомнила Рибеле.
Автор текста на латышском языке — Элизабете Межуле.