Минфин: проблему налога на недвижимость не решить коридором налоговой ставки

Льготы по налогу на недвижимость (НН) в зависимости от площади жилья можно было бы применить на каждое задекларированное лицо, при этом относя их и на здание, и на землю, сообщил о выводах рабочей группы в ходе обсуждения поправок к закону о НН представитель Министерства финансов Алексис Яроцкис.

По его словам, рабочая группа рассмотрела несколько вариантов ограничения роста НН в связи со стремительным повышением кадастровой стоимости отдельных участков земли под застройку и предусмотренной для жилья собственности. Рассматривалась также модель, предусматривавшая применение единой налоговой ставки на здание и землю, а также вариант освобождения от налога единственного жилья с землей.

Проанализировав предложения, было решено, что оба они трудно администрируемы, а определение единой ставки налога может вызвать увеличение налогового бремени для лиц, проживающих в многоквартирных домах, и снижение налогового бремени для жителей частных домов. Освобождение от налога в случае единственного жилья, в свою очередь, вызовет повышение налогового бремени в случаях аренды и одновременно снижение доходов самоуправлений. «Предложения не получили широкой поддержки, но было несколько членов рабочей группы, которые поддержали один из вариантов», — сказал представитель Минфина.

Дополнительно прошли дискуссии с Министерством юстиции и Государственной земельной службой о том, как усовершенствовать или изменить модель определения кадастровой стоимости относительно пропорции кадастровой стоимости здания и земли. Однако эти переговоры завершились безрезультатно. «Диапазон предложенной на 2018 год кадастровой стоимости относительно земли под застройку по всей Латвии оказался в такой амплитуде, что проблему в сфере НН не получится решить коридором налоговой ставки», — подчеркнул Яроцкис.

В результате рабочая группа Минфина предложила решение о льготе в зависимости от площади жилья за каждое задекларированное в нем лицо, предложив также распространить ее как на здание, так и на землю. О размере льгот еще предстоит подискутировать.

«Ожидается, что поправки о НН могут быть выдвинуты на рассмотрение Кабинета министров в марте или апреле этого года, но все будет зависеть от результата рабочей группы», — добавил Яроцкис.

BNN уже сообщал, что в октябре 2016 года Минфин известил правительство о рассмотрении двух вариантов обеспечения соразмерного налога на недвижимость.

Первая модель предусматривала введение не облагаемого налогом или облагаемого уменьшенной ставкой минимума (площади) жилой недвижимости на каждое задекларированное лицо и применение одной ставки к оставшейся части. При этом сохраняя за самоуправлениями право предусматривать другие ставки для этой части ставки налога, отличающиеся от установленной законом.

Выгодными моментами первой модели является то, что таким образом защищаются и интересы арендаторов, и права и возможности самоуправлений, которые лучше знают нужды своих жителей и возможности муниципалитета при осуществлении соответствующей налоговой политики. Негативными аспектами могут стать риски «махинаций» с декларацией жилья в более дорогой собственности. Данное предложение не решает проблему роста налогового бремени на землю, а его администрирование сложно и требует дополнительных финансовых ресурсов.

Вторая модель предусматривала переоценку планок нынешней кадастровой стоимости, от которых применяется прогрессивная налоговая ставка. Ставка 0,4% и 0,6% применяется только к превышению планки — к объектам с кадастровой стоимостью до 150 000 (или 100 000) евро применяется ставка 0,2%, от 150 000 (или 100 000) евро до 300 000 (или 200 000) евро — 0,4%, а свыше 300 000 (или 200 000) евро — 0,6%.

Также рассматривался вариант применения к недвижимости до 50 000 евро ставки в размере 0,1%.

Плюсами данного предложения, по мнению Минфина, было то, что таким образом можно предотвратить несоразмерное повышение налогового бремени на жилье, а вместе с тем и в целом, упрощается налоговое администрирование, не требуются дополнительные расходы на администрирование и расчет налога, такая модель проста и понятна налогоплательщикам. Отрицательный фактор — предложение не решает проблему роста налога на землю.

Если планка составит 150 000 евро, ставкой 0,2% будут облагаться 98,7% всех особняков в Латвии и 91,2% — в Рижском районе. Если установить альтернативную планку в размере 100 000 евро, облагаться будут соответственно 97,1% и 80,9% частных домов. Ставка в размере 0,6% при превышении кадастровой стоимости 300 000 евро, будет применена к 0,25% домам по Латвии и к 1,98% домам в Рижском районе.

Минфин отмечает, что главным недостатком обеих моделей является то, что они по сути не решают вопрос о налоге на землю, что и является причиной роста расходов жителей.

Ref:224.108.108.207

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости