Интерес к строительству терминала сжиженного газа в Латвии проявили по меньше мере четыре потенциальных застройщика, которые искали возможность представить свои предложения Министерству экономики, сообщали в программе De facto на Латвийском телевидении. За ними стоят как американские компании, так и инвесторы из арабских стран.
Наряду с желанием и необходимостью сократить или полностью отказаться от поставок природного газа из России в Европу, а также в Латвию, интенсивно рассматриваются альтернативы и просчитываются наиболее выгодные варианты. Одним из вариантов является поставка сжиженного природного газа с помощью использования специальных судов и терминалов. Такой уже построили в Клайпеде. Но в настоящее время ведутся переговоры о строительстве еще одного терминала в Балтийском регионе.
«Если мы хотим в среднесрочной перспективе продолжить работу с газом, нам необходимо построить второй терминал сжиженного газа в Балтийском регионе», – заявил 17 марта с трибуны Сейма премьер-министр Кришьянис Кариньш (НЕ).
Полная мощность терминала сжиженного газа в Клайпеде составляет около 36 тераватт-часов в год. Это примерно столько же, сколько совокупное потребление Литвы (~20 ТВтч), Латвии (~10 ТВтч) и Эстонии (~5 ТВтч).
Как указали в De facto, этой мощности недостаточно, поскольку потребление Финляндии (~30 ТВтч), а она уже два года находится на едином рынке с Эстонией и Латвией.
«Было создано соединение под названием Baltic Connector, которое по своей природе очень мощное, так как может покрыть по меньшей мере 70% потребления Финляндии, поэтому у Финляндии могут быть различные решения. Но я согласен с тем, что Финляндия является главным рынком для другого терминала и поэтому, независимо от того, где лучше всего создать терминал в Эстонии, Финляндии или Латвии, он определенно нужен финским клиентам», – сказал председатель правления Conexus Baltic Grid Улдис Барисс.
При выборе решений, недостаточно терминала и газа, доставляемого судами. Также необходимо рассчитать соответствующую мощность, чтобы можно было ее транспортировать в нужном направлении и объеме. Например, литовско-латвийская пропускная способность промежуточного соединения вдвое меньше, чем мощность Клайпедского терминала. Ее планируется улучшить к 2023 году.
«Проблема, как всегда, со всеми проектами заключается в том, что на их реализацию требуется время, а к концу 2023 году планируется практически в два раза увеличить мощность. Но на данный момент нам необходимо принять более быстрые решения, и поэтому совсем недавно правительство решило, что для Латвии в приоритете закачка клайпедского газа в хранилище в Инчукалнсе. Это было сделано для того, чтобы все торговцы в Латвии или из других стран, которые заказали поставки из Клайпеды, смогли получить газ в Инчукалнсе», – сказал Улдис Барисс.
Планы по снижению зависимости от российского газа или полного отказа от него также означают новые возможности для развития бизнеса по производству сжиженного газа.
«В Латвии также есть компании, рассматривающие такую возможность и проявляющие интерес, мы также съездим в Америку с целью изучить возможности строительства такого терминала на коммерческих началах, обговорим данный вопрос с соседями. Потому что, как я уже сказал, важно, чтобы такой терминал был в регионе, и чтобы он был экономически обоснован и основан на экономических принципах», – заявил министр экономики Янис Витенбергс (НО).
В передаче отмечается, что самым известным из ранее анонсированных проектов в Латвии является намерение на создание терминала сжиженного газа в Скулте.
В программе De facto напомнили, что его создание интенсивно начали продвигать около шести лет назад, но приостановили после протеста общества и отказа правительства гарантировать покупку определенного количества газа. Для того, чтобы терминал окупился, через него необходимо импортировать половину латвийского газа.
Среди компаний – Петерис Рагаушс, бизнесмен латышского происхождения из Техаса, работавший в нефтегазовом бизнесе, и Национальная ассоциация газовых терминалов, полный список ее инвесторов не разглашается. Они подали свое предложение правительству Латвии. На данный момент для снижения протестов населения, терминалы предлагается расположить далеко в море. На этой неделе девелоперы также провели переговоры с эстонскими политиками в сфере энергетики.
«Наши партнеры имеют опыт как в строительстве терминалов по всему миру, так и в поставках и торговле газом. К сожалению, мы не можем назвать из имен, поскольку мы заключили соглашения о конфиденциальности. Речь идет не только об одном потенциальном партнере, среди них имеются очень серьезные потенциальные инвесторы из США, которые могли бы стать стратегическими инвесторами», – сказал председатель правления ООО Skulte LNG Terminal Улдис Салминьш.
Представители этого проекта считают, что самым большим его преимуществом является близость к Инчукалнскому газовому хранилищу.
Это значительно удешевило бы использование терминала. Однако для прокладки 40-километровой соединительной трубы потребуется время.
В этом месяце, когда Народно-хозяйственная комиссия Сейма продвигала поправки в Закон об энергетике о диверсификации путей снабжения, председатель комиссии Кришьянис Фельдманс с трибуны Сейма однозначно высказался в пользу этого проекта.
На прошлой неделе представители ООО Kundziņsalas Dienvidu projekts также посетили Министерство экономики. До сих пор фирма работала над развитием небольшого терминала сжиженного газа в Риге.
В передаче говорится, что ранее компания принадлежала гражданам Германии русского происхождения. Но в конце прошлого года была приобретена зарегистрированной в США компанией Millenium Energy Partners LLC, которая принадлежит гражданину США Лашу Шанидзе (Lasha Shanidze). В свое время, он также работал над разработкой крупномасштабных проектов газовой инфраструктуры в Грузии и Армении. В прошлом году они искали возможности войти в Балтийский регион с целью развития проектов зеленой энергии, поэтому и купили ООО Kundziņsalas Dienvidu projekts.
«Мы смотрим на этот регион с точки зрения перехода на зеленую энергию в будущем. Но, пока эти изменения находятся в процессе, мы рассматриваем возможности для начала работы в этом регионе, которые станут нашей базой для выхода на рынок Балтии», – сказал Лаша Шанидзе.
Однако с точки зрения транспортировки будет сложно создать терминал на Кундзиньсале, который смог бы поставлять газ более обширному региону, скорее всего это будет локальным решением, например, для Риги. Владелец компании подтверждает заинтересованность в сотрудничестве с разработчиками других проектов. Например, с разработчиками терминала в порту Палдиски в Эстонии.
Планируется, что терминал в порту Палдиски в Эстонии будет иметь относительно большую пропускную способность и будет расположен недалеко от эстонско-финского промежуточного соединения, а также будет построен приводной газопровод. Этот проект также был анонсирован более десяти дет назад, но до сих пор так и не был реализован.
Стоимость его использования может быть такой же, как и у Клайпедского терминала. Если выступят за реализацию этого проекта, его потенциальным преимуществом может стать скорость реализации проекта до работающего терминала.
В мае также заработает соединение между Литвой и Польшей. Один газовый терминал имеется также в Польше, но его мощности не хватает для всей Польши. Интерес в постройке терминалов выражает также Финляндия.
В Министерстве экономики подтвердили, что к ним обратилось по меньшей мере четыре потенциальных претендента.
Предложения стоит сначала оценить внутри своей страны и только потом с наилучшим предложением садиться за стол переговоров с соседними странами.
«Мы должны согласовать с партнерами из регионов лучшее решение, которое подойдет для Финляндии, Эстонии, Латвии, и возможно, Польши – просто положить на стол все эти условия, найти наиболее экономически выгодный проект, требующий меньших затрат, меньшего негативного воздействия на общество, меньшего общественного протеста и нелюбви к этим проектам, и его просто нужно развивать, чтобы в определенный момент этот дополнительный источник альтернативной поставки газа существовал, и тогда мы получим дополнительный терминал в регионе, и сможем покрыть эту мощность», – сказал в передаче De facto заместитель госсекретаря Министерства экономики по вопросам энергетики Эдийс Шайцанс.
Ранее Балтийские страны не смогли договорится о строительстве единого регионального терминала, Литва построила свой сама, за что ее потребители вынуждены платить своего рода КОЗ. Журналисты программы надеются, что на этот раз будут найдены общие решения.