«Я в политике именно потому, что меня как гражданина и юриста не устраивает влияние на суд и политическую систему со стороны людей, которые стоят за пределами этих сфер. На мой взгляд, это влияние – причина длинных латвийских судебных процессов. А еще проблема в нехватке специалистов, которые бы распутывали финансово-экономические преступления. Если бы политики были очень заинтересованы, то многие дела за последние десять лет были бы рассмотрены. Остается два варианты: либо это были непрофессиональные политики, либо они заинтересованы в том, чтобы ситуация не менялась», — комментирует в интервью BNN министр юстиции Латвии Янис Борданс.
«Одни уголовные дела возбуждаются, а другие, аналогичные, — нет»
По мнению министра юстиции, в Латвии есть проблема с честным соблюдением судебной системы. На это указывает ситуация, когда одни уголовные дела возбуждаются, а другие, аналогичные, — нет. «Именно это внешнее влияние на правоохранительные органы – называйте его политическим или неполитическим – привело к такому селективному верховенству права. В общем, справедливость существует, но только на одних она распространяется, а на других — нет», — поясняет он.
По мнению Борданса, нынешняя генпрокуратура не выполняет свою работу достаточно эффективно. «И доклад Moneyval, и отчет Минфина США (FinCEN) об отмывании денег и коррупции в Латвии – вопрос непосредственно для правоохранительных органов», — говорит он. По его мнению, тут прокуратура должна играть решающую роль и идти со стратегическими предложениями и в правительство, и в Минюст.
«Именно этот фактор и является одним из важнейших в независимости судей, прокуроров и следователей, о котором надо говорить, чтобы все судебные процессы рассматривались одинаково честно. А для этого министр юстиции, председатель Верховного суда, генпрокурор должны работать вместе, с одной целью. Они не должны работать так, будто они противостоят друг другу», — уверен он.
Борданс отмечает, что роль прокуратуры до сих пор приравнивалась к исполнительной власти, а теперь она «помещена» где-то под Верховным судом (ВС). «Но ВС не может влиять на прокуратуру. Таким образом, прокуратура настолько независима, что ей трудно сотрудничать с государством, например, получать поддержку Минюста по вопросам и финансирования, и структуры», — добавил политик.
По его мнению, проблема в том, что неясно, насколько способны эти люди, которые руководят таким независимым учреждением. Борданс подчеркивает, что они должны быть не только с опытом в юридических вопросах, но и одарены организаторскими способностями. «В последние годы были введены поправки о судебной власти, которые гласят, что прокуратура, которая фактически является исполнительной властью, независима более, чем суды, что меня очень удивляет», — отмечает министр юстиции.
«А еще неясно, действительно ли никто извне не влияет на работников прокуратуры», — говорит Борданс. Министр юстиции рассказывает, что для выяснения этого планируется аудит – не только в прокуратуре, но и в других учреждениях, подчиняющихся Минюсту. По его мнению, аудит поможет установить, эффективно ли работают учреждения системы юстиции.
При этом Борданс считает, что важно, чтобы во время следствия по уголовным делам было одно центральное лицо, которому можно доверять, то есть прокурор. «Прокурор – это центральная фигура, которая контролирует и следствие по делу, и его качество, а также отвечает за качественное рассмотрение конкретного дела в суде. Именно по этой причине я вижу необходимость в проведении некоторого аудита в структуре системы юстиции», — отмечает министр.
Должность министра юстиции – одна из самых желанных в политике
Должность министра юстиции была словно яблоко раздора почти у всех правительств, считает Борданс. Он напоминает, что в Латвии правительства распадались как раз из-за выбора министра юстиции. «Были правительства вообще без министра юстиции, так как партии не могли договориться, кто из них займет эту должность», — добавил он.
По мнению Борданса, несколько министров юстиции из отдельных партий были скорее «фигурами» на своих должностях. Он считает, что это был компромисс между партиями. Борданс допускает мысль, что на этих министров юстиции оказывалось политическое влияние.
«Это в Латвии нерешенное дело. Политическое влияние начиная с должности министра юстиции довело Латвию не до одного кризиса», — говорит он.
Борданс подчеркивает, что никогда не утверждал, что судьи или суды как таковые зависят от экономических группировок. «Но отдельные судьи – да», — отметил он. Поэтому министр юстиции обещает воспользоваться своими правами и провести углубленные проверки квалификации судей.
Министр отмечает также, что в эффективизации судебной системы он планирует заняться тем, как выполняет функции адвокатура. «Есть вопросы, которые недостаточно откровенно обсуждались между министром юстиции и Советом присяжных адвокатов Латвии, его руководством и самими адвокатам», — уточняет он. Борданс полагает, что это может помочь судам стать эффективнее.
«Премьеры Латвии вспоминают о верховенстве права только в финансовый кризис»
По мнению Борданса, в Латвии премьеры зачастую исходят из того, что во основе всего лежит только экономика. «Они вспоминают о верховенстве права лишь когда финансовый кризис и упрекают сферу юстиции, что она не справилась с теми экономическими преступниками, которые спровоцировали этот финансовый кризис», — поясняет он.
Борданс отмечает, что хоть финансовые кризисы и начинаются зачастую с крахов банков, но корни этих кризисов гораздо глубже. «Если бы премьер имел представление о том, что вместе с министром юстиции можно решать самые важные финансовые и экономические вопросы, то этот тандем [мог бы] изменить ситуацию в Латвии».
Министр юстиции отмечает, что с премьером Кришьянисом Кариньшем хочет поговорить на эту тему и надеется, что в будущем с ним лучше сработается. По мнению Борданса, с помощью политического опыта Кариньша и успешных переговоров он повысит осведомленность о том, что тесное сотрудничество министра юстиции и премьера может укрепить верховенство права в Латвии.