Министерство образования и науки, оценив возможности дальнейшего финансирования высшего образования, рассматривает варианты отказа от системы бюджетных и платных мест в высших учебных заведениях, собираясь предложить вместо этого систему доплат для многих учащихся, сообщает министерство.
Чтобы способствовать доступности образования, его качеству и развитию, Минобразования и науки разработало проект концептуального сообщения о финансировании высшего образования.
Министерство утверждает, что оно предлагает социально более справедливую модель, предусматривающую не бюджетные и платные места, а частичную господдержку для всех учащихся государственных вузов и полностью дотируемое государством высшее образование по социальным критериям для учащихся колледжей, изучающих STEM-дисциплины (наука, технология, инженерия и математика), а также для учащихся в области здравоохранения и педагогики.
Минобразования и науки предлагает постепенно, в течение семи-десяти лет, полностью перейти на финансируемое государством высшее образование, введя на переходном этапе систему частичного государственного финансирования (доплат).
Министерство указывает, что анализ и заключение местных, и международных экспертов показывают, что, несмотря на достижения в отдельных отраслях, в Латвии хронически не используется потенциал высшего образования.
Если этот потенциал и впредь не будет использоваться в полной мере, Латвия отстанет от других стран из-за недостаточного человеческого капитала. Кроме того, нынешняя система способствует соцаильно-экономическому неравенству, которое в долгосрочной перспективе вызовет социальный раскол. Латвия уже сейчас является государством с высоким уровнем социального неравенства. Если не использовать высшее образование для развития экономики и как элемент социальной политики, развитие государства не достигнет полного потенциала, и это повлияет на уровень жизни всех жителей.
Чтобы снизить указанные риски и способствовать социально-экономическому развитию страны, Минобразования и науки считает необходимым ввести структурные решения в высшем образовании, которые будут сфокусированы на трех направлениях: управление, финансирование, соответствующее политическим целям, и человеческие ресурсы.
Министерство указывает также на необходимость реформ в области высшего образования, в том числе на усовершенствование системы финансирования высшего образования.
Для этого предлагается продолжить развивать уже имеющуюся модель трех столпов, усиливая их сильные стороны и подправив слабые. Первичная цель — повысить качество системы через доступность ресурсов и сдвинуть фокус с процесса на конкретные результаты.
Минобразования и науки предлагает ввести социальные бюджетные места для малообеспеченных, гарантируя каждому студенту с таким статусом бесплатное обучение в вузах.
Для студентов, изучающих STEM-дисциплины (на очном обучении и на обучении неполного дня) будет предоставляться софинансирование государства. При этом доплата от учащегося составит 600 евро за учебный год, которую государство погасит, если учащийся окончит вуз.
На программах педагогики и здравоохранения как очных отделений, так и при учебе неполного дня государство обеспечит софинансирование, при котором доплата от учащегося составит 1 000 евро за учебный год, которое государство также оплатит, если учащийся закончит вуз и будет работать в образовательном учреждении или в медучреждении.
По мнению министерства, необходимо установить, чтобы доплата за учебный год составляла 600 евро для учащихся приоритетных отраслей и 1000 евро — для учащихся остальных отраслей. Оплата может взиматься в виде постоплаты, используя систему кредитования с поручительством государства независимо от социально-экономического статуса учащегося и его семьи.
Обучение в государственных колледжах будет оплачиваться полностью.
Министерство поясняет, что сейчас большая часть учащихся (60%) оплачивают все обучение, что создает фактически социально регрессивную систему, в которой возможность получить бюджетное место (40% учащихся) кореллирует с лучшим социально-экономическим положением семьи.
Также министерство предлагает расширить круг получателей стипендии Studētgods, добавив в него сирот и лиц с инвалидностью, нуждающихся в поддержке.
На бесплатное обучение, согласно плану Минобразования и науки, смогут рассчитывать также студенты, которые решат поступить в вуз по завершении военной службы.
Планируется также увеличить размер и общее число стипендий, чтобы обеспечить более широкую доступность финансовой поддержки учащимся.
Кроме того, концепция Минобразования предусматривает, что инвестиции работодателей, оплачивающих обучение сотрудников или выплачивающих стипендии практикантам, больше не будут облагаться подоходным налогом с населения, что в целом повысит интерес работодателей к инвестициям в высшее образование.
Указанный план Министерство образования и науки надеется ввести через год, начиная уже с 2023/2024 учебного года.