Илона Берзиня, BNN
Возможно, кандидат на пост спикера Сейма Латвии Гунарс Кутрис (СЗК) действительно еще не научился, как он сам выражается, высказываться «политически красиво». Но для государственного должностного лица такого высокого уровня неприемлемы двусмысленные высказывания о том, чтобы прислушиваться к «обвиняемому и осужденному» лицу по вопросам экономики.
Более того, если это однозначный намек на «доброго хозяина» Айвара Лембергса («Латвии и Вентспилсу»). Голосование о Гунарсе Кутрисе на должность спикера парламента одновременно станет и проверкой [не?]способности коалиционных партий ни коим образом не сотрудничать с подсканкционными лицами.
Да, после призыва Эвики Силини Гунарс Кутрис извинился перед обществом за высказывание на Latvijas Radio о том, что если бы он отвечал за развитие экономики Латвии, то «определенно пригласил бы к обсуждению латвийских миллионеров, независимо от того, обвиняемые ли они или осужденные, и поговорил бы с ними». Да, теперь Гунарс Кутрис говорит, что политикам не следует встречаться с политически рискованными, токсичными лицами».
Однако его убежденность в том, что Лембергс — «из тех редких латвийских политиков, которые способны навести порядок», надо полагать, никуда не делась.
Несомненно, бывший председатель Конституционного суда прав, говоря, что, до тех пор, пока судебный приговор не вступил в силу, человека нельзя называть виновным. Однако смущает, что господин Кутрис уделяет внимание только судебному процессу Лембергса, забывая, что в отношении этого политика также введены санкции американского Управления по контролю за иностранными активами (OFAC).
С декабря 2019 года прошел достаточно долгий срок, чтобы многие уже подзабыли, что санкции OFAC в отношении Лембергса были введены не только в связи с его участием в коррупции, но и потому, что «Лембергс использовал свое влияние над руководствами политических партий, чтобы составлять персонал правительства и назначать на правительственные должности определенных должностных лиц, а также чтобы помешать назначению других должностных лиц на руководящие должности», к тому же «Лембергс контролирует структуры с помощью политических партий и коррумпированных политиков
и систематически использует данные структуры и лиц для личной экономической выгоды».
Поэтому опасения по поводу возможного влияния на политические процессы — это, по словам Кутриса, не мантра и не старый суп — пока это лицо находится в списке санкций США, любые его поползновения за кулисами большой политики несут серьезные риски для репутации и интересов Латвии.
Несмотря на извинения Кутриса, нельзя не согласиться с опасениями Общества за открытость — Delna по поводу рисов, связанных с назначением несоответствующего лица на пост спикера парламента. А это влияние на назначение и освобождение с должностей судей, прокуроров и прочих лиц, ответственных за правосудие и его обеспечение; саботаж экономической и национальной безопасности; угроза отношениям и сотрудничеству с союзниками и партнерами Латвии — особенно по Европейскому союзу и НАТО; снижение доверия общества к Сейму и другим государственным органам.
О последнем пункте депутаты, скорее всего, не будут «париться», поскольку уже привыкли к низкому уровню доверия.
Так, например, зимние данные «Евробарометра» показали, что правительству не доверяют 61% граждан Латвии, а политическим партиям в целом не доверяют 78% граждан.
О том, что жители думают по поводу всех этих «танцев с бубном» вокруг формирования правительства, свидетельствует падение рейтинга «Нового Единства» (НЕ). И хотя НЕ все еще удерживается на лидерских позициях, популярность партии в августе по сравнению с июлем упала на 2,3%, что подтвердил опрос полноправных граждан, проведенный SKDS по заказу LTV. Любопытно будет посмотреть, сможет ли эта партия, которая сейчас считает, что на веки вечные заняла себе место на Олимпе, вернуть и сохранить доверие избирателей.
Скорее всего, депутатов коалиционных партий вынудят придерживаться так называемого пакта 10 мая и в «принудительно-добровольном порядке» голосовать за назначение Кутриса на пост спикера Сейма, что бы он ни говорил. Вполне возможно, что депутаты этих партий прикроются священной коровой Латвии — послушанию дисциплине во фракции.
Если руководитель фракции покажет большой палец вверх, голосуем «за», не взирая на личные убеждения.
Однако хотелось бы напомнить, что к Распорядку работы Сейма Латвии имеется любопытное дополнение — Кодекс этики депутата Сейма, в котором ясно и четко говорится: «Депутат не может прикрываться давлением представителей руководства, партии или иных лиц для оправдания голосования против собственной совести». О пальцах — будь они направлены вниз или вверх — там не говорится ни слова. Только собственные совесть, честность и убеждения.