Мнение: Новое цирковое представление в Риге – терминал минеральных удобрений - BNN-NEWS.RU

Автор: Григорий Зубарев, Image-case

Часть первая, недоумённая

У Рижской думы есть несколько беспроигрышных фишек. Одна из них – фантастически успешное руководство столичным Свободным портом, который, как известно, сам бизнесом не занимается, но члены его правления, включая мэра Нила Ушакова и вице-мэра Андриса Америкса, жилы рвут, дабы предоставить оперирующим в порту компаниям исключительно выгодные условия ведения предпринимательской деятельности. Эта фишка слилась в восторженном экстазе ещё с одной: вот тупое правительство Домбровскиса не видит своего счастья в особых отношениях с российским бизнесом, а головастый «Кабинет министров» Нила Валерьевича не только рижские ларьки в московских супермаркетах открывает, но и совместно с российскими братьями по экономическому разуму демонстрирует в порту чудеса деловой предприимчивости. Естественно, к вящей пользе рижан – ничего личного, только забота о населении, голосующем время от времени на выборах.

Речь вновь пойдёт о строящемся терминале минеральных удобрений, или проекте «Riga Fertalizer Terminal» (в дальнейшем – RFT). Тёмная эта история, её второй год расследуют специалисты компании Image-case. В последней из публикаций на эту тему мы рассказали о том, что представляет собой дирижирующий проектом российский партнёр «Уралхим» и его бесстыдный владелец Дмитрий Мазепин. Теперь пришла пора показать, как RFT прошел через сито латвийских правовых норм. А также сквозь чиновников, ОБЯЗАННЫХ эти нормы блюсти без страха и упрёка в интересах процветания нации. И если всё это охарактеризовать одним словом, то на ум приходит только одно – ЦИРК. Напомним стартовую информацию. 

Рarade allé, или 370 секунд, которые могут потрясти Латвию 

26 июля 2011 г. на заседании Рижской думы ее депутаты за 370 секунд обсудили и приняли решение «О согласии на создание на Кундзиньсале терминала по перевалке и краткосрочному хранению минеральных удобрений». Это решение пролоббировано в интересах RFT. Единственный, кто голосовал против – профессор Латвийского университета Элмарс Веберс. 

RFT – фактически абсолютно непрозрачная компания, т.к. 51% её долей принадлежит зарегистрированной на Кипре офшорной компании «Uralchem freight limited», являющейся дочерней компанией российского a/o «Объединенная химическая компания «Уралхим» (в дальнейшем – «Уралхим»). 49% долей RFT принадлежит SIA Rīgas Tirdzniecības osta, или RTO. В свою очередь, пока никто не опроверг, что 36% RTO контролируется норвежской компанией «Asito Holding» (группа А. Шлесерса?!), 24% — SIA MCD ASSETS (группа А. Шкеле?!), 20% — SIA Ostas parks (группа А. Лембергса?!), 20% — кипрским офшором «Mariniera Limited» (группа А. Шлесерса?!).

Рижская дума дала право фактически иностранному холдингу RFT ежегодно переваливать через столицу Латвии 2 млн. тонн минеральных удобрений. 52,5% от этого объема — 1,05 тонн – приходится на аммиачную селитру (нитрат аммония) трех видов. При этом разрешено единовременно хранить на складах 180 тыс. тонн химических удобрений, в том числе 90 тыс. тонн аммиачной селитры. В мире нет портовых терминалов, где разрешалось бы единовременное хранение более 10 тыс. тонн аммиачной селитры.

Закон предполагает, что принятию решения о строительстве подобного рода должна предшествовать экспертиза оценки влияния реализуемого проекта на окружающую среду. Естественно, чем авторитетнее фигура руководителя, подписывающего экспертное заключение, тем значимее сам проект и фигуры его вдохновителей и организаторов. Эксперт-эколог международного масштаба в Латвии есть – профессор Виестурс Янсонс, руководитель кафедры среды и водного хозяйства Латвийского сельскохозяйственного университета. Достаточно сказать, что он не только читает курс «Экология и защита среды», а также пишет учебники на эту тему, но и с 1997 г. является руководителем или координатором проводящихся в Латвии международных экологических проектов. Именно профессору Янсону было поручено возглавить одно из направлений Государственной программы исследования влияния климатических изменений на водную среду Латвии.

Но г-н Янсонс, ознакомившись с тем, что представляет собой проект RFT, отказался участвовать в оценке его влияния на окружающую среду. Свою позицию профессор изложил в журнале «Ir»:

— Им необходимо позитивное заключение, но я не хочу рисковать своей репутацией. Речь идет об аммиачной селитре, известной в горном деле как аммонал. Это — взрывчатое вещество. В проекте заложено, что перевозиться оно будет судами грузоподъемностью в 55 тысяч тонн. Если появляется риск взрыва, например, пожар, трюмы корабля могут быть затоплены. Где-то эти удобрения в размягченном состоянии осядут, скорее всего, в Даугаве. Мне не известно, сколь эффективно такое количество может растворяться. В реке окажутся аммиак, нитриты. Каждый обитающий в воде живой организм погибнет. Это может стать экологической катастрофой. Объём азота, который попадет в Рижский залив, будет чрезвычайно большим».

Также Виестурс Янсонс не стал скрывать, что в Латвии нет специалистов, которые, являясь одновременно экспертами в гидрологии, экотоксикологии и физической химии, могли бы в комплексе оценить риски плохих сценариев. И он прав. Когда а/о «Kālija parks» потребовалось экспертное заключение о возможностях использования в Вентспилсе комплекса перегрузки калийных удобрений, объема работы хватило, чтобы загрузить этой темой целый научно-исследовательский и проектный институт азотной промышленности и продуктов органического синтеза.

Так что профессиональная добросовестность латвийского ученого не позволила ему согласиться на солидное денежное предложение. И тем хуже для профессора. Хозяева RFT, ничтоже сумняшеся, без каких-либо конкурсов отдали вкусный заказ в Вентспилс, в SIA EKONS. Его владелец, руководитель и единственный (!) сотрудник – Андрей Скородумов. И пусть в академических кругах он неизвестен, да и в международных экологических программах замечен не был, зато — функционер карманной партии Лембергса «Latvijai un ventspilij». Облеченный личным доверием мэра Вентспилса, г-н Скородумов баллотировался в Вентспилсскую городскую думу, неоднократно привлекался Лембергсом в качестве эксперта, когда необходимо было получить НУЖНОЕ заключение.

В частности, именно с подачи EKONS Вентспилсская дума запретила «Kālija parks» хранить на своих складах аммиачную селитру, а перегружать её на суда разрешила только по прямому варианту «вагон-борт», причем в единовременном объеме не более 10 тыс. тонн и при условии, что за пределами территории терминала не будет ни одного вагона с аммиачной селитрой. Для RFT компания г-на Скородумова сделала заключение с точностью до наоборот – дикие объёмы селитры будут находиться в вагонах вне терминала, неподалёку от квартала жилых домов. Да и обязательность исключительного прямого варианта перегрузки из вагона на судно для Риги – не обязательна: 90 000 тонн аммиачной селитры, как считает «эколог» Скородумов, может ждать погрузки 20 дней (потом тонна продаётся-дарится какому-либо хозяйству, а оставшиеся 89 000 тонн лежат под боком центра столицы Латвии ещё 20 дней, и так – до морковкиного заговения).  

На арене – без намордника 

Обращает на себя внимание то, как 11.02.11 г. проходило требуемое законом общественное обсуждение проекта RFT, в основу которого было положено экспертное заключение EKONS. Информации о планируемом общественном обсуждении не было ни в телевизионном, ни в радиоэфире, сообщение публиковалось один раз мелким шрифтом на 6-й странице в пролембергсовской газете „Neatkarīga Rīta avize” 31.08.10 г. То есть, за 5,5 месяцев до собственно обсуждения. Поэтому в нем приняли участие лишь 29 человек, причём жители территорий, примыкающих к стройплощадке RFT, составляли меньшинство.

Кроме того, организаторы общественного обсуждения НЕ ИМЕЛИ ПРАВА проводить его, так как отсутствовали заключения Государственной противопожарной и аварийно-спасательной службы, Регионального управления среды Рижского региона, Департамента городского развития Рижской думы, Управления среды Департамента жилья и среды Рижской думы.

В протоколе собрания этот факт не зафиксирован. Не исключено, что подтасовку в протоколе сделала протоколист Марина Скородумова, жена владельца EKONS Андрея Скородумова. М. Скородумова входила у группу юристов, обслуживающих интересы А. Лембергса, в частности, в SIA LSF Holdings под руководством Э. Янсонса, одного из влиятельных вассалов Айвара Робертовича.

Итак, экспертное заключение попечением EKONS к удовольствию заказчиков слеплено. Его суть – все так хорошо, что лучше не придумаешь! Можно строить. Так называемое общественное обсуждение тоже проведено: жители Кундзиньсалы и прилегающих районов Риги едва ли от радости шапки в небо не запускают, ожидая соседства с миллионом тонн исходного материала для изготовления взрывчатки. Теперь, согласно процедуре, дело — за находящимся в структуре Министерства среды и регионального развития Государственным бюро по надзору за средой (в дальнейшем – VPVB).

Но ведь это ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюро в связи с грубыми нарушениями процедуры и действующего законодательства НЕ ИМЕЛО права принимать от RFT и затем утверждать Сообщение «Об оценке сообщения о влиянии на окружающую среду создания на о. Кундзиньсала терминала по перевалке и хранению минеральных удобрений», подготовленное EKONS.

Почему? Да хотя бы потому, что:

= нельзя даже для галочки расписывать перед жителями Кундзиньсалы (не говоря уже о всей стране) прелести от житья в обнимку с аммиачной селитрой, скрывая отсутствие заключений о проекте от пожарных, спасателей, официальных природоохранных структур Латвии и Риги. Прятать от людей альтернативный взгляд ученых на риски и опасности, которые несет с собой RFT для государства и его столицы – преступно;

= в первоначальной заявке RFT претендовал на земельные участки общей площадью 8,9 га, а при повторной заявке аппетиты возросли уже до 12 га. Вместо того, чтобы выяснить, с какого перепуга ребята замахнулись ещё на два гектара, VPVB фиксирует, что для RFT выделяется приблизительно – не поверите, так и указано в официальном тексте министерства: aptuveni (!) — 11 га земли. То есть, 10 000 м2 то ли испарились, то ли свалились с неба, каких-либо документов, свидетельствующих о получении RFT еще 1 га земли нет. А добро от VPVB – ЕСТЬ. Интересные фокусы? Наберитесь терпения: это пока что лишь мелкие манипуляции с землею, грандиозные — впереди.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости

123

ZADROCHI! Skachat porno 2024: xxx video online

2Porno - Seks 2024: porno erotika video HD

Смотреть на ТУТПорно с русским переводом порно фильмы онлайн бесплатно

Seks на Drochila: порно эротика видео бесплатно

Porno TRAHER: 2024 seks video HD

Смотреть 2024 года секс порно эротика видео онлайн бесплатно

XXX 2024: Sex school porno video online

Sekis ZATRAHAL - video seks kino film