Илона Берзиня, BNN
Переговоры о формировании правительства не должны проводиться в темных закутках за закрытыми дверями. Этот процесс так же важен, как заседания Кабинета министров которые, за исключением закрытой части, может наблюдать он-лайн любой желающий.
Пока наведение порядка на полях политических интересов говорит лишь о том, что открытости в процессах власти, словно «грязи под ногтями» (лат. фразеологизм в значении — ничтожно мало), и все определяют интересы.
Стратегия «Нового Единства» в формировании правительства и выбор министров выглядят странно. Во время формирования своего второго правительства Кришьянис Кариньш поставил своих партнеров в неловкую ситуацию, публично назвав предложенные партиям министерства до их согласия. Представитель НЕ Эвика Силиня в ноябре прошлого года в интервью программе Delfi TV Kāpēc («Почему») не скрывала, что НЕ действительно само распределило министерские портфели, без консультаций с будущими партнерами по коалиции.
Теперь кажется, что, объявляя кандидатуру бывшего судьи Конституционного суда Гунара Кутриса (СЗК) на пост министра культуры,
НЕ проверяет общественность — проглотит ли оно и эту пилюлю?
Или все же лучше передать сферу культуры «Прогрессивным»?
В разделе предвыборной программы СЗК «Образование, наука, культура и спорт» относительно культуры декларируются всего две фразы: «Будем способствовать развитию латышского языка, латышских культуры и традиций, искусства и творческих отраслей» и «Будем способствовать укреплению образования в области культуры и сохранению культурного наследия».
Предложение «Прогрессивных» в области культуры не сильно лучше. В программе партии из 4 000 символов о культуре говорится лишь следующее: «Обеспечим широкую доступность культуры, поддерживая отрасль культуры и способствуя оцифровыванию».
Вряд ли интерес СЗК к культуре возник исключительно из-за арифметического деления министерских портфелей.
В публичной среде уже прошли слухи о том, что внезапное желание СЗК взяться за управление культурными процессами
связано с предстоящей реформой общественных СМИ, а именно с возможным объединением Latvijas televīzija и Latvijas Radio уже в следующем году.
Сейм концептуально уже одобрил идею.
Если управление Министерством культуры действительно перейдет в руки СЗК, партии, в багаже которой уже имеется сотрудничество с находящимся под санкциями США Айваром Лембергсом и его партией «Латвии и Вентспилсу», кроме ответственности за театры, музеи, библиотеки, кино и народное творчество, визуальное искусство и прочим, полагается также общественная интеграция и политика СМИ.
Латвийская ассоциация журналистов, поясняя, почему СЗК — не лучший выбор для ячейки культуры,
напомнила о зафиксированных более десяти лет назад «переговорах в RĪDZENE».
На сей раз в фокус попали, возможно, слова Лембергса Айнарсу Шлесерсу после выборов 10-го Сейма: «Знаешь, что фигово, мы так и не решили… Что я сразу сказал, что нужно объединиться за общественные СМИ. Телевидение более менее привели в порядок, государственное телевидение, но государственное радио, как было, так и осталось». (Разговоры олигархов об общественных и прочих СМИ можно послушать здесь).
Следует отметить, что концепция общественных медиа уже больше десяти лет «бродит» по коридорам власти. Вполне вероятно, что она была бы уже реализована, если бы правительство Валдиса Домбровскиса в свое время ее не остановило. Журнал Ir в контексте разговоров олигархов писал, что в кулуарах в качестве одной из причин остановки инициативы упоминалось политическое бодание, мол кто положит лапу на новое медиа — «Единство», СЗК или националы. Поэтому нетрудно представить, какую важную роль в формировании нового общества капитала занимает Latvijas Sabiedriskais medijs в розовых снах нынешних и будущих коалиционных партий.
В целом процесс формирования правительства не несет сюрпризов. Как и ожидалось, мы опять сидим на трехногой табуретке. Только вместо «Объединенного списка» и Национального объединения — СЗК и «Прогрессивные». Память этих партий оказалась длиннее, чем у НЕ — это касается и сотрудничества с находящимся под влиянием Лембергса СЗК, и идеологических противоречий с «Прогрессивными».
То, что ОС и НО откажутся от участия в формировании нового правительства, можно было прогнозировать, наблюдая за неудачными попытками Кришьяниса Кариньша по расширению коалиции. Избиратель НО не простил бы союз с «Прогрессивными», а в чаше терпения ОС последней каплей могло стать публично заявленное Кариньшем о том, что ОС предоставлен шанс выдвинуть Улдиса Пиленса на пост министра экономики.
Сам Пиленс назвал распространение подобных слухов манипуляцией НЕ, и заявил, что ему такое предложение не поступало.
В определенной мере это напомнило тактику Кариньша во втором правительстве — выступать с публичными заявлениями относительно другой политический силы в надежде, что она, возможно, на это купится.
Судя по всему, исполнятся и прогнозы политических наблюдателей о Кришьянисе Кариньше как о будущем министре иностранных дел и о возможном прыжке с этого трамплина в брюссельские коридоры. Когда заваруха о расширении правительства только началась, в политических кулуарах поговаривали, что вероятность выдвижения Кариньша на пост еврокомиссара от Латвии весьма реальна. Правда, теперь его светлый образ заметно запылился, а до выборов в Европейский парламент в июне будущего года осталось всего десять месяцев.
Шансы Кариньша сокращает и то, что готовность продолжать работу в следующем составе Европейской комиссии подтвердил и исполнительный заместитель председателя Еврокомисии Валдис Домбровскис. Поскольку кандидатуру еврокомиссара выдвигает премьер, в НЕ может развязаться напряженная борьба.
Для многих членов НЕ отступление от обещания не брататься с СЗК, пока партия находится под влиянием Лембергса, — трудноперевариваемый кусок.
Поскольку инициатором этой дружбы считается именно Кариньш, а мундир Домбровскиса чист,
партии, возможно, придется выбрать, кем из этих тяжеловесов пожертвовать во имя популярности списка кандидатов в Европарламент.
Пока НЕ остается на коне, и, если вдруг из мешка не выскочит шило в виде лоббирования интересов Лембергса, продержится на нем еще довольно долго. Однако ясность в этой истории может появиться уже совсем скоро.
В среду, 6 сентября, в программе телеканала TV24 Dienas personība («Личность дня») с Велтой Пуриней в связи с публично высказанным Эдвардом Смилтенсом мнением о том, что с принятием СЗК в правительство будет дано добро правительству Лембергса с его решающим влиянием, сам Айварс Лембергс прокомментировал:
«Ни в каком правительстве меня не будет, и никакого правительства Лембергса не будет. Это фейк, фейк в экстазе. Я не могу реализовывать свою политику, не будучи премьером. Пусть кто-нибудь назовет интересы Лембергса, пусть скажут, что мне нужно от этого правительства и Сейма!»
По иронии судьбы он сам же ответил на этот вопрос в сентябре прошлого года в интервью программе Delfi TV Nākamais, lūdzu! («Следующий!»), подчеркнув, что направленные против него санкции США это санкции правительства Латвии (первого правительства Кариньша).
«Правительство Кариньша и Борданса попросило назначить санкции, а мое правительство попросит их снять», — сказал Лембергс. Любопытно будет посмотреть, как и сможет ли СЗК дистанцироваться от своего кандидата в премьер-министры. Еще интереснее будет наблюдать, какая буча начнется, когда политкружки начнут делить большую и лакомую шкуру медведя — влияние в еще не сформирвоавшемся обществе капитала Latvijas Sabiedriskais medijs.