С античных времен известно, что триумвират не является лучшей формой правления. По крайней мере, Римская империя ее пыталась использовать дважды, и в обоих случаях «оказывалась в луже». Похожая ситуация складывается уже больше года в Вентспилсском порту, где у руля управления по многим вопросам стоят Управление Вентспилсского свободного порта (УВСП) и ГАО Ventas osta, а также пытается ухватиться за него муниципальное учреждение Ventspils osta. В работе всех этих «портов» не запутаться могут только опытные предприниматели Вентспилского порта. У новичков может возникнуть соблазн повернуть свой корабль в другую сторону.
«Двойное управление» в Вентспилсском свободном порту началось 9 декабря 2019 года, когда Айварс Лембергс и управление Вентспилсского свободного порта были включены в санкционный список Магнитского, который ввели США. Чтобы не парализовать работу Венспилсского порта, правительство тогда приняло логическое решение – создать нового портового надзирателя ГАО Ventas osta, а управление над Вентспилсским и Рижским портом перешло под государственный надзор. Представителям самоуправлений пришлось расстаться с теплыми местами, которыми они управляли, что, по крайней мере, в случае с Вентспилсом, казалось на тот момент логичным решением, учитывая «токсичного Лемберга».
Однако теперь в контексте нового Закона о портах снова обсуждается роль и участие самоуправлений в управлении портами.
Но вернемся к событиям, которые произошли пару лет назад. Министр сообщения Талис Линкайтс объяснил тогда, что создание Ventas osta – это шаг к новой модели управления портом, но, когда, Вентспилсский свободный порт был исключен из списка санкций, Линкайтс заявил, что в преднамеренном создании параллельных структур нет необходимости и посоветовал, использовать Ventas ostа в качестве пилотного проекта реформы управления портом. Прошло два года, но особого прогресса не наблюдается.
Какая же тогда ситуация сейчас? Если посмотреть с точки зрения руководства Ventas osta, скорее всего, всё в порядке. (Здесь следует напомнить, что четыре члена совета ГАО Ventas osta и его единственный член правления были избраны без конкурса, в основном из представителей министерств, и никакого опыта в ведении портового бизнеса до того времени у них не было.)
Какая-то деятельность происходит, вознаграждение выплачивается регулярно, а особых результатов от этого «пилотного проекта» никто не ожидает.
По данным финансового отчета ГАО Ventas osta за 2020 год, нетто-оборот компании с уставным капиталом в 35 тысяч евро за указанный период составил 2 079 743 евро. Административные расходы составили 147 946 евро (включая заработную плату члена правления в размере 36 333 евро и оплату четырех членов правления совета – 40 330 евро), прибыль после уплаты подоходного налога составила 398 108 евро.
На содержание общественной инфраструктуры Вентспилсского порта за счет государства в виде дивидендов было выделено почти 239 тысяч евро. Можно сказать, что новая компания, таким образом, доказала свою полезность и экономичность как «пилотный проект», но здесь есть один очень важный нюанс.
Естественно, созданному на пустом месте ГАО Ventas osta требовались деньги на выплату зарплат и покрытие других расходов, УВСП ему щедро отдало четыре договора, заключенных с судоходными агентствами.
Часть денег была потрачена на нужды Ventas osta, часть – уплаченная за использование портовой инфраструктуры и портовых услуг, была зачислена обратно в УВСП. По сути, деньги из одного государственного кармана перевелись в другой государственный карман, с той разницей, что часть из них была потрачена на оплату труда сотрудников, членов правления и совета ГАО Ventas osta. Однако, если верить информации, размешенной на домашней странице Министерства сообщения, миссия ГАО Ventas osta состоит в том, чтобы «способствовать развитию порта путем содействия участию Латвии в международной торговле, развития территории порта, привлечения инвестиционных проектов, укрепления и расширения круга клиентов порта». Пока кажется, что этот круг «расширяется» за счет уже заключенных соглашений с УВСП.
По сути, весь 2020 год в Вентспилсском свободном порту на одной территории работали два собственника, а в конце года Вентспилсская городская дума, в то время еще во главе с Айварсом Лембергсом, позаботилась о «сюрпризе» в лице нового муниципального учреждения Ventspils osta.
Несколько ценных портовых владений перешли под надзор этой компании с благословения совета. В результате начались трения между УВСП и Вентспилсской городской думой по поводу земли на территории порта и заключения, и перезаключения договоров аренды с предпринимателями. Однако, пока стороны обвиняют друг друга в отсутствии надлежащей коммуникации, объясняя что, кому и сколько законно принадлежит, Министерство сообщения заявляет, что ГАО Ventspils osta не имеет правовых оснований работать в свободном порту, потому что согласно закону работу порта обеспечивает УВСП, а не муниципальное учреждение, из-за всей этой неразберихи страдают коммерсанты.
Во-первых, возникает вопрос, с кем из трех «портов» следует решать текущие вопросы, связанные с работой порта, с кем обсуждать заключение, продление договоров аренды и другие условия, и кто в конце концов является главным в этом своеобразном «тримувирате». Во-вторых, множество портов – УВСП, Ventas osta и Ventspils osta – создают неясность у потенциальных партнеров по сотрудничеству.