Каждый раз при формировании нового правительства за кулисами активизируются лобби интересов различных групп, которые хотят использовать перемены в политике в свою пользу. Формирование только что сложившегося правительства не стало исключением. В процессе составления декларации Кабинета министров Лаймдоты Страуюмы, Национальное объединение неоднократно просило включить в документ пункт о том, что Латвии необходим закон, регулирующий работу трастов.
Траст – это юридическое образование, которому люди доверяют управление своим имуществом, если по каким-то причинам они не хотят управлять им самостоятельно Причины этого могут быть самыми разными – неспособность справиться со всей собственностью или попытки скрыть ее от избирателей и налоговых инспекторов, передает программа телеканала TV3 Nekā personīga.
Министерства финансов и юстиции считают, что эта идея противоречит принципу открытости и прозрачности, которую хотят ввести в латвийскую бизнес-среду и которого требуют различные международные учреждения.
Желание легализовать в Латвии деятельность трастовых учреждений существует еще с девяностых годов. Периодически эта идея звучала в коридорах Министерства финансов, а банки обсуждали эту тему с Комиссией рынка финансов и капитала. Учреждение и содержание трастов в Латвии не запрещено, но банки хотят добиться отдельного закона, чтобы четко определить условия игры, которые можно было бы предложить клиентам, готовым спрятать свое имущество в латвийских трастах. В процессе формирования правительства Страуюмы в новой декларации неоднократно появлялась необходимость легализовать трасты. Это подтвердила и сама Страуюма.
Трасты активно лоббировал сопредседатель Национального объединения Гайдис Берзиньш, который утверждал, что представляет исключительно собственные интересы и интересы своей партии. По его словам, он не консультировался с банками по вопросу о трастах. Берзиньш пояснил, что без такого закона Латвия не может защититься от неконтролируемого притока «грязных» денег в Латвию.
Защитники банковских интересов – Ассоциация коммерческих банков – утверждает, что при формировании нового правительства организация и рядом не стояла, так что разговоров о трастах с политиками не было. При этом решение исключить эту идею из правительственной декларации ассоциация назвала недальновидной.
За трасты активно выступают банки, обслуживающие нерезидентов. Среди них – бывший Aizkraukles banka, а ныне банк ABLV.
«Траст защищает интересы инвестора. Конечно, в интересах инвестора – сохранить тайну о месте нахождения своих активов. Но этот закон регулирует гражданско-правовые отношения и в случае, когда есть какой-либо уголовный процесс, закон никоим образом не помешает эффективному расследованию. Кроме того, у правозащитных организаций есть право получить любую информацию, которая необходима для раскрытия преступлений», – рассказал заместитель председателя правления AB.LV Вадим Рейнфелдс.
Гайдису Берзиньшу так и не удалось добиться включения трастов в правительственную декларацию, однако банки пообещали продолжить давление на правительство. В настоящее время под крылом министра финансов создается «План развития финансового сектора на 2014-2016 годы». Если банкам удастся пролоббировать свои желания в этот документ, политикам придется это учесть.
«Это схема налоговой оптимизации, которая существует во многих странах мира, поэтому позиция Министерства финансов не поддерживала эти предложения», – сказала госсекретарь Министерства финансов Санита Баяре.
Самая популярная трастовая сделка в Латвии связана с именем экс-премьера Андриса Шкеле. Чтобы избежать конфликта интересов, находясь в должности премьера и одновременно управляя Ave Lat Grupa, Шкеле передал права на контроль и распоряжение акциями этого акционерного общества офшорной компании, получив в обмен вексель стоимостью 29 млн долларов. Тогда компании Ave Lat принадлежали Rīgas piena kombināts, Balticovo, Latvijas balzams Zithromax to sale , Rīgas alus и Laima. Трастам доверился и депутат Юрмальской думы Марис Дзенитис. Он задекларировал, что с 2009 года передал 1,2 млн латов в управление траста, находящегося за пределами Латвийской Республики. Более подробную информацию о сделке политик не раскрывает.
Трасты – не единственная новинка, которой хотят добиться банки. Они также предлагают значительно изменить закон таким образом, чтобы членами правления предприятий могли становиться другие предприятия. В настоящее время должности членов правления могут занимать только физические лица, которые отвечают за работу предприятия в том числе и перед законом.
Банки предложили создавать особые компании, которые могли бы перенимать у предпринимателей управление их бизнесом. Если эта норма будет введена, членом правления сможет стать предприятие, основанное в любой стране мира. В том числе и те, которые скрыты в офшорах. Это существенно уменьшит прозрачность бизнеса. Министерство финансов обещает, что не допустит такого изменения законов.
102.108.108.6445