Совет иностранных инвесторов в Латвии (СИИЛ) призывает правительство обеспечить независимое и не связанное с работой правительства расследование трагедии, которая случилась 21 ноября прошлого года, когда обрушилась крыша супермаркета Maxima в Золитуде.
Для того, чтобы защитить важнейшие интересы латвийского общества и правительства, нельзя допустить, чтобы создалось такое впечатление, будто ожидаемый процесс расследования утратил важность и был отодвинут на второй план, в том числе в результате коррупционных действий или как-либо иначе, желая уменьшить прозрачность этого процесса. Нехватка решительных действий в деле о проведении всестороннего, тщательного и независимого расследования обстоятельств трагедии негативно повлияет на доверие инвесторов к Латвии, а особенно зарубежных. Такие наблюдения сделала директор СИИЛ Линда Аустере.
По ее словам, для такого расследования понадобится сформировать независимую комиссию, которой будет поручено подготовить и предоставить доклад обо всех обстоятельствах этого случая. А кроме того, комиссия должна будет разработать и представить широкой публике рекомендации по улучшению ситуации.
Она так же рассказала, что членов комиссии нужно выбирать, выслушав многосторонний, независимый и уважаемый в обществе круг людей. Больше всего внимания нужно уделить тому, чтобы в процессе выбора членов комиссии не участвовал и не стал ее членом ни один человек, у кого была бы личная заинтересованность в результатах расследования. Недопустимо, чтобы к работе в комиссии подключались работающие в госуправлении люди. СИИЛ считает, что в работе комиссии нужно привлечь хотя бы одного независимого иностранного представителя, имеющего опыт работы в таких комиссиях. Члены комиссии должны получить такое вознаграждение из средств госбюджета, которое соответствует их опыту и знаниям.
«Только всестороннее и тщательное расследование может дать утешение семьям и друзьям 54 погибших в трагедии, раненым, а также всем сочувствующим в латвийским обществе. Во многих странах в случае подобных катастроф свой доклад о происшествии предоставляет и общественная комиссия по расследованию, чей доклад включает в себя открытое, изложенное в хронологическом порядке описание происшествия и его причины, подчеркивая то, что нужно изменить во избежание повтора таких случаев. Латвийское общество тоже заслужило такое отношение», — пояснила директор СИИЛ.
BNN уже сообщал, работник строительной фирмы Re&Re через некоторое время после золитудской трагедии разрезал на месте случившегося какую-то особенно подозрительную часть конструкции обрушившегося здания. Государственная полиция неверно утверждает, что тот человек является «приглашенным из Рижской думы», и не может объяснить ни то, кто дал команду резать именно ту деталь, ни то, где конкретно она осталась.
Однако важно то, что эти и другие странности концентрируются именно вокруг той детали конструкции обрушившегося магазина, которая явно доказывает, что конструкция начала деформироваться еще задолго до обрушения здания. И это, судя по всему, хотя бы строители должны были заметить.
Именно эту деформированную конструкцию, которая могла бы послужить важным фактом в расследовании, некоторое время спустя после трагедии в спешке разрезал некий «работник из Рижской думы», а затем эти фрагменты были увезены в неизвестном направлении, о чем Государственная полиция дает противоречивые и от части неверные сведения.
Представительница Re&Re косвенно подтвердила, что полиция дала неверные сведения, говоря о некоем «работнике из Рижской думы». Это был именно «работник Re&Re, который может работать автогеном».
«Мы уже предлагали свою помощь спасателям и полиции. По просьбе полиции помощь с техникой для резки, мы направили квалифицированного работника с автогеном, который по заданию полиции выполнял поручения представителей полиции», — рассказала представительница Re&Re.
Дополнительные сомнения в информации от полиции вызывало и то, что полиция не желала и не желает до сих пор раскрывать данные о том, кто именно дал распоряжение о разрезе деформированной конструкции. Это был якобы некий неизвестный «работник ГП, проводивший осмотр месте происшествия».
Полиция так и не хочет развеивать сомнения в этой связи: она не желает давать никаких дополнительных пояснений насчет той конструкции.
«В такие подробности об изъятии доказательств полиция не будет углубляться. Это тайна следствия. Если есть сомнения в том, что что-то пропало, то можем заверить, что ничего никуда не пропадало, и все вещественные доказательства сохраняются», — несмотря на все странности, утверждает представительница Государственной полиции.
Нужно добавить, что в понедельник, 14 апреля, в обрушившемся супермаркете Maxima проводятся подготовительные работы для предусмотренного во вторник следственного эксперимента по обрушению конструкций здания.
Ref: 102.112.112.192