Обвиняемые по делу о так называемой «нановоде» для предприятия Rīgas satiksme (RS) не признают свою вину в инкриминируемых им обвинениях. Об этом в понедельник, 27 мая, все четверо обвиняемых заявили на заседании Суда Видземского предместья Риги, в котором начато разбирательство по данному делу.
В начале заседания прокурор зачитал обвинение, из которого следует, что Вячеслав Стунжанс в 2011 году был принят на работу в RS, где одной из его задач было внедрить новые технологические решения для мойки транспорта, в том числе подразумевались и нанотехнологические решения.
Из обвинения следует, что Стунжанс вместе с бухгалтером Витой Бауровской и фиктивным поставщиком «наносредств» Александром Бескоровайным разработали схему для создания картеля при помощи нескольких предприятий, которые должны были принять участие закупках на поставки нанотехнологической продукции.
После побед в закупках связанные со Стунжансом предприятия стали поставлять RS «химикаты неизвестного происхождения», которые были помечены как нанотехнологические моющие средства.
В приеме продукции участвовал и Стунжанс, который подтвердил остальным работникам RS, что полученная продукция действительно та самая, что и была заказана.
Стунжансу, Бескоравайному, Бауровской и Валерию Башкирову инкриминируется легализация преступно нажитых средств, осуществленная после того, как были получены платежи от RS. Чаще всего эти средства легализовывались через фиктивные сделки, в том числе с предприятиями, зарегистрированными в Китайской Народной республике.
После прослушивания обвинения все обвиняемые заявили, что не признают своей вины, а также не признают выдвинутый против них иск о возмещении причиненного ущерба.
Как сообщалось ранее, обвинение предъявлено по третьей части 177-й статьи Уголовного кодекса (УК) Латвии за преступление, совершенное в крупном размере организованной группой, за что грозит наказание в виде лишения свободы сроком от двух до десяти лет; а также по третьей части 195-й статьи УК о легализации преступно нажитых средств в крупном размере, или если это совершила организованная группа, за что грозит ответственность в виде лишения свободы сроком от трех до 12 лет; а также по третьей части 318-й статьи УК о прямых действиях государственных должностных лиц, злоупотребивших должностным положением, если эти действия вызвали тяжелые последствия, за что грозит лишение свободы сроком до пяти лет.
RS подало в суд иск о возмещении с обвиняемых материального ущерба в размере 811 009 евро.
Представитель RS Байба Барташевича сообщила, что только суд будет компетентен оценить, с кого нужно взыскивать компенсацию. В компетенции суда также решать, удовлетворять ли иск полностью или частично.
Ранее в заявлении для прессы Госполиция сообщила, что организованная группировка в 2012 году была инициатором начала процедуры закупки нанотехнологических химических средств. Ей удалось добиться, чтобы в конкурсе участвовали претенденты, отобранные самой же группировкой.
Согласовав заранее ценовое предложение, победивший в процедуре закупки претендент получил возможность предоставлять муниципальному транспортному предприятию вещества, выдаваемые за нанотехнологические химикаты, хотя в распоряжении замешанных в картеле предприятий таких средств не было, сообщила Госполиция.
Преступные действия прекратились лишь в начале 2015 года, когда в СМИ просочилась информация о возможном мошенничестве. Тогда 1 февраля 2015 года программа Nekā personīga на телеканале TV3 сообщила, что в RS, возможно, имело место мошенничество в связи с покупкой моющих средств — заплачено за химические вещества, вместо которых в соответствующей упаковке поставлялась обычная вода.
Тогда же программа сообщила, что в деле о «нанотехнологиях» полиция назначила статус подозреваемого бывшему сотруднику RS Стунжансу, поставщику моющих средств Бескоровайному и ревизору Башкирову.
В ответ на прозвучавшую информацию RS возбудило внутреннюю проверку, в ходе которой нарушений в процессе закупки выявлено не было. Все закупки проводились в соответствии с внешними и внутренними нормативами.
Также сообщалось, что в прошлом году прокурор сделал предупреждение Рижской думе и RS в связи с несоответствием процедур закупки требованиям закона. Представитель Генеральной прокуратуры Уна Реке тогда пояснила, что в ходе рассмотрения дела прокуратура проверила как действия участников организованной группировки, так и действия членов закупочной комиссии RS, а также соответствие процедуры правовому регулированию.
Прокуратура констатировала, что в распоряжении должностных лиц RS заметны признаки, свидетельствующие о, вероятно, незаконных действиях — несоответствие проведенных в ходе процедуры закупки ценовых опросов требованиям закона, предусматривающего эффективное распоряжение финансовыми средствами предприятия.
В связи с этим Рижской думе как единственному участнику RS было сделано предупреждение о недопустимости последующего нарушения закона. Согласно закону, после получения предупреждения от прокурора необходимо предпринять меры по устранению констатированных несоответствий. Если это не делается, прокурор имеет право обратиться в суд.
Совет по конкуренции в деле о «нановоде» оштрафовал RS на 2,4 млн евро за запрещенный сговор — СК констатировал сговор в рамках двух ценовых опросов о поставках нанотехнологических средств.
В то же время компания Sava arhitektūra оштрафована на 700 евро.
Остальные пять участников картеля — ООО RS Baltic, ООО Alchimica–Latvia, ООО UKT Serviss, ООО Vialeks и ООО HRM — ликвидированы.