Критикуя последствия процесса деинституционализации, омбудсмен Юрис Янсонс призвал до 1 января 2024 года полностью прекратить размещение новых постояльцев в государственных центрах социальной опеки (ГЦСО), обеспечив каждому лицу с инвалидностью предоставление соответствующих услуг, основанных на участии общества.
В письме премьер-министру Кришьянису Кариньшу Янсонс отметил, что за прошедший год лишь 24 человека покинули ГЦСО, но соответствующие социальные услуги, основанные на участии общества, получили лишь 19 из них.
При этом в центры социального ухода поступили 206 человек с проблемами душевного здоровья, а в очереди на услуги ждут еще 391 человек.
«Что означает, что и в 2020 году по-прежнему доминирует институциональный уход, и этим лицам не были обеспечены необходимые услуги, основанные на участии общества, чтобы им не приходилось попадать в такие учреждения», — говорится в письме омбудсмена.
Янсонс также призвал обеспечить по всей территории Латвии обширное предложение таких услуг, в том числе услуги ассистентов, предусмотрев для этого финансирование в госбюджете.
В письме омбудсмен обращает внимание на то, что, несмотря на задумку Министерства благосостояния с 2014 года в сотрудничестве с латвийскими регионами планирования и самоуправлениями осуществить софинансируемый из европейских структурных фондов проект с целью введения деинституционализации, а также для развития услуг, основанных на участии общества в самоуправлениях, в муниципалитетах, государству не не только не хватает общего видения и стратегии относительно того, что будет с душевно больными людьми после 31 декабря 2023 года, то есть после завершения проекта деинституционализации, но также важно, чтобы интересы этих лиц были приоритетны.
В письме отмечается, что в нынешнем году во время визитов представителей бюро омбудсмена в центры социальной опеки по-прежнему были выявлены все те же нарушения прав человека, на которые омбудсмен указывал Минблагу на протяжении нескольких лет.
Выходит, что приведение инфраструктуры в порядок не улучшило оказываемую клиенту социальную заботу и социальную реабилитацию, а также не обеспечило уважительное отношение к тем лицам, которых Латвия десять лет назад, после ратификации Конвенции ООН о правах лиц с инвалидностью, обещала обеспечить равными правами и свободами, особой поддержкой и возможностью жить в обществе.
«В результате в Латвии образовалось довольно большой круг людей, которые проводят свою жизнь изолированно от общества, в результате институциональной заботы полностью или частично теряя полученные в прежней жизни навыки и, самое печальное, смысл жизни», — подчеркнул омбудсмен.