Президенту Франции Эммануэлю Макрону удалось добиться пенсионной реформы, однако цена этого решения для его политической карьеры будет весьма ощутимой, сообщает новостное агентство Reuters.
Учитывая, что повышение пенсионного возраста с 62 до 64 лет ставит Францию в положение, схожее с ситуацией в соседних государствах ЕС, за границей прозвучало удивление по поводу вспыхнувших в стране массовых протестов и недовольства общества.
Теоретически французы действительно отправляются на пенсию раньше, чем жители соседних стран. Сейчас средний возраст выхода на пенсию в ЕС составляет 64,8 лет, а Франция и Греция до сих пор были теми странами, жители которых уходили на пенсию раньше. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),
низкий порог выхода на пенсию и более длинная продолжительность жизни означают, что французы проводят на пенсии больше времени, чем другие.
По данным ОЭСР, французский мужчина в среднем проводит на пенсии 23,5 лет, что меньше лишь пенсионного периода жителя Люксембурга, у которых этот срок составляет 24 года. И это значительно дольше, чем пенсионный период мужчин в Германии или Великобритании (в среднем 20 лет).
При этом пенсии во Франции более щедрые, чем в других странах. Французский пенсионер получает примерно три четверти своих допенсионных доходов после отчисления налогов. При этом в Великобритании пенсии составляют 58% от доходов в период занятости, а в Германии — 53%.
Такая система имеет свою цену. Во Франции на пенсии выделяется почти 14% бюджетных расходов. Это почти в два раза больше, чем средний показатель в странах ОЭСР (7,7%).
Больше Франции на пенсии расходуют лишь Италия и Греция.
В то же время большие расходы позволяют Франции удерживать один из самых низких среди развитых стран показателей бедности среди пенсионеров — всего 4%. В странах ОЭСР удельный вес бедных пенсионеров составляет в среднем 13%. При этом система дает преимущества не всем. Несмотря на низкий пенсионный возраст, общая картина не столь красива, как кажется на первый взгляд. То, когда работающее лицо может выйти на пенсию, зависит от периода, в который за человека совершались взносы в пенсионную систему. Этот период постепенно продлевается с 42 до 43 лет, а реформа Макрона позволит достичь этого срок в 43 года уже к 2027 году, вместо ранее планируемого 2035 года.
По данным независимой организации Совета по пенсионной ориентации, более трети работающих французов уже сейчас выходят на пенсию позже 62-летнего возраста.
Часто люди начинали работать позже из-за учебы или из-за воспитания детей (это срок не засчитывается в рабочий стаж), либо работали дольше, чем предусматривал официальный пенсионный возраст.
В 67 лет каждый может выйти на пенсию и получать полную пенсию, независимо от того, как долго за него совершались взносы в пенсионный фонд.
Этот принцип сохранится и после вступления реформы в силу.
ОЭСР подсчитало, что сейчас мужчина, начавший работать в возрасте 22 лет, может выйти на работу в возрасте 64,5 лет, что на одну десятую больше, чем средний показатель по ЕС (64,3 года), но меньше, чем в Германии (65,7 лет).
Однако поскольку во многих странах есть исключения, которые позволяют выйти на пенсию раньше, и лица выходят на пенсию в период, когда им еще не полагается полная пенсия, в действительности средний пенсионный возраст оказывается ниже. В реальности во Франции возраст выхода на пенсию составляет 60,4 года, что меньше, чем средний показатель в странах ОЭСР.
Выступая на телевидении 17 апреля, Макрон пояснил, что сейчас придется поработать немного дольше, но принесет выгоду экономике и позволит вносить большие инвестиции. Оппозиционный партии и профсоюзы сообщили, что планы Макрона — грубое покушение на модель благосостояния страны.
Правительство Макрона сообщает, что реформа позволит стране получить 13,5 млрд евро, которых будет не хватать системе уже в 2030 году. Исследование центра Rexecode свидетельствует о том, что планы властей Франции слишком оптимистичны.