Первая половина года была успешной для грузовых перевозок. Что дальше?

Первая половина года была относительно удачной для грузовых перевозок по железной дороге и через порты Латвии, причем значительный рост обеспечили перевозки угля из Казахстана. Министр сообщения удовлетворенно отмечает, что, «учитывая геополитическую ситуацию, сотрудничество с Казахстаном будет и впредь играть ключевую роль в обеспечении успешной работы латвийской железнодорожной системы», забывая упомянуть, что грузы не приходят сами по себе, их привлекают предприниматели, работающие в этом секторе.

Статистика на сегодняшний день выглядит обнадеживающе. Вентспилс в первом полугодии обработал 7,32 млн тонн грузов, что на 25,4 процента больше, чем в первом полугодии 2021 года. Грузооборот Рижского свободного порта за первые 6 месяцев этого года достиг 11,32 млн тонн, что на 11,5% больше, чем за аналогичный период 2021 года. В первом полугодии Лиепайский порт перевалил 3,88 млн. тонн грузов, что на 15,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За первые шесть месяцев этого года объем железнодорожных грузоперевозок вырос на 17,6% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составил 12,23 млн тонн. Однако, по данным «ЛДз», 52,5% всех грузов, перевезенных по железнодорожной инфраструктуре Латвии в первой половине этого года, составили российские грузы. Санкции, введенные Европейским Союзом и США против России и Беларуси, делают вероятным скорое прекращение этого грузопотока. Однако санкционные ограничения в отношении различных грузов вводятся постепенно: запреты на определенные группы грузов вступают в силу с июня, июля, августа и декабря.

Грузы привлекают предприниматели, а министр думает о «ЛДз»

В то время как основная нагрузка в секторе транзита ложится на плечи предпринимателей, которые делают все возможное для привлечения грузов и сохранения рабочих мест, Министерство сообщения, возглавляемое Талисом Линкайтсом, в основном озабочено работой «ЛДз» и на закрытом заседании Кабинета министров принимает решение о выделении предприятию субсидий на десятки миллионов евро. Министр не называет точную сумму, но уже ясно, что она будет немаленькой.

А пока министр думает об очередном спасении «ЛДз» (в 2020 году для преодоления кризиса Covid-19 правительство выделило предприятию 14 225 млн евро, 32 422 млн евро на увеличение уставного капитала и 13 011 млн евро на сбалансирование финансов), частные предприниматели самостоятельно преодолевают кризис и добиваются замечательных результатов.

«Baltijas Ekspresis» в первом полугодии отмечает рост перевозок

Вентспилсское предприятие АО «Baltijas Ekspresis» («BE») старается адаптироваться к меняющимся условиям на рынке перевозок и продолжает успешно работать, несмотря на сложную и порой непредсказуемую ситуацию, вызванную войной в Украине, развязанной Россией, и последующими санкциями, влияющими как на грузы, так и на грузоотправителей. Председатель правления «BE» Марис Бремзе отмечает, что в первом полугодии этого года компания перевезла 2,6 млн тонн грузов, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Несмотря на хорошие показатели объемов, мы сталкиваемся с серьезными вызовами: влияние Covid-19, санкций, рост стоимости топлива и других ресурсов, в дополнение к новым услугам, введенным ГАО «Латвияс дзельзцельш» в марте, которые увеличивают транспортные расходы и создают серьезные сложности в ежедневном планировании грузовых поездов, все это создает неопределенность и напряжение в секторе железнодорожных грузоперевозок», – говорит Марис Бремзе.

Хорошие результаты благодаря частным предпринимателям

В первой половине этого года доля рынка АО «Baltijas Ekspresis» по количеству тонно-километров нетто достигла 23% от общего объема железнодорожных грузоперевозок в Латвии. Если скорректировать тонно-километры, выполненные ООО «LDz Cargo» на приграничных железнодорожных участках, где эта компания обладает монополией, то перевозки «BE» составят почти 40% от общего объема грузов, перевозимых по сети «ЛДз», выяснила «Ventspilnieks.lv» в компании. Марис Бремзе подчеркивает, что этот результат был достигнут благодаря способности частных операторов, в первую очередь Вентспилсского торгового порта (ВТО) и «Baltic Coal Terminal» (ВСТ), привлечь новые грузы, а именно уголь из Казахстана. «Несмотря на трудности в обеспечении стабильного потока этих угольных грузов, «Baltijas Ekspresis» продолжает перевозить уголь из Казахстана в Вентспилсский порт в июле и августе», – говорит председатель правления «BE».

В то же время второй год продолжается сотрудничество с латвийскими аграриями по доставке урожая зерна этого сезона в порты Латвии, в первую очередь в Вентспилс. Параллельно «Baltijas Ekspresis» активно участвует в проекте Европейской комиссии «Baltic Solidarity Lines», целью которого является создание стабильного железнодорожного коридора из Украины в страны Балтии, включая латвийские порты, чтобы зерно из Украины и другие грузы можно было безопасно перевозить в них.

«Стабильные объемы перевозок в первой половине этого года и начатые нами новые проекты, в том числе внутренние, позволяют нам с некоторой осторожностью смотреть в будущее, и мы надеемся, что сможем не только сохранить рабочие места профессиональных и опытных железнодорожных специалистов, работающих в АО «Baltijas Ekspresis», но и создать новые продукты для наших существующих и новых клиентов», – заключает Марис Бремзе.

Предприниматели ищут возможности для переориентации

Иварс Ландманис, председатель правления «Балтийской ассоциации транспорта и логистики» (БАТЛ), подчеркивает, что ситуация в секторе непростая в связи с санкциями, введенными Евросоюзом и США против России и Беларуси, но предприниматели ищут способы переориентироваться в этих рыночных условиях. «Относительно хорошие данные за первое полугодие показывают, что большое количество операторов сумели приспособиться к текущей ситуации в привлечении грузов, в то время как другие оказались ограничены новыми требованиями рынка. Общая производительность порта увеличилась за счет транзита сыпучих грузов, транзита угля. С шестым пакетом санкций ЕС переориентироваться на наливные грузы – нефть и нефтепродукты – стало сложнее. Этот вид грузов продолжает снижаться, и в соответствии с санкциями ЕС перевалка нефтепродуктов возможна до 4 декабря этого года. Поскольку латвийские терминалы по перевалке нефтепродуктов исторически были ориентированы на экспорт российских и белорусских нефтепродуктов в Европу, их будущие перспективы трудно предсказать. Реальную ситуацию мы сможем увидеть только в ближайшие шесть месяцев и в первые месяцы 2023 года», – говорит Иварс Ландманис.

Сотрудничество с Казахстаном имеет важное значение

Что касается поставок угля, то очевидно, что с 10 августа о поставках российского угля можно забыть. В этот день вступили в силу санкции ЕС, которые запрещают «покупку, импорт или передачу, прямо или косвенно, угля и других видов твердого ископаемого топлива, происходящих или экспортируемых из России». Поэтому сотрудничество с Казахстаном очень важно для латвийской транзитной отрасли, которая, как мы видим из статистики первого полугодия, в настоящее время очень хорошая. «Мы должны понимать, что грузопотоки в настоящее время меняются, и какими бы хорошими ни были наши соседские отношения, Эстония и Литва будут готовы сделать все, чтобы привлечь казахстанские угольные грузы в свои страны. Это также вопрос выживания отрасли, поэтому нельзя допускать непродуманных решений со стороны государственных органов. Со своей стороны бизнес-сообщество делает и будет делать все, чтобы эти грузы продолжали следовать по латвийским железным дорогам и через латвийские порты», – сказал руководитель БАТЛ.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости