Речи президента Андриса Берзиньша и премьер-министра Валдиса Домбровскиса были, скорее, констатирующими и предупреждающими, им не хватало нотки оптимизма и надо было больше внимания уделить вопросам сплочения общества, убежден профессор социальных наук Латвийского университета, политолог Юрис Розенвалдс.
Политолог ожидал от президента более глубокого взгляда на вопрос о грядущем референдуме о русском языке как втором государственном. С одной стороны, логично подчеркивать, что латышский язык будет единственным государственным языком, но с другой стороны, это все равно, что «ломиться в открытую дверь». Между двумя крайними позициями – латышским языком как единственным государственным и русским языком как вторым государственным – есть широкое поле для разговоров, на которое президент мог бы сослаться.
Розенвалдс считает что на этом поле переговоров можно говорить о присвоении языкам меньшинств определенного статуса на конкретных условиях и в отдельных регионах.
Речи Берзиньша и Домбровскиса серьезно отличаются от новогодней речи 2005 года, когда премьер Айгарс Калвитис говорил о грядущих зажиточных годах. В этот раз слова должностных лиц были осторожными и, скорее, предупреждающими. Они пытались подготовить к возможным проблемам – это понятный подход, поскольку неопределенность исходит не от Латвии, а, например, от Европы. «Если Европа простудится, Латвия начнет чихать», – отметил политолог.
От обоих должностных лиц он ожидал более развернутого круга тем, а не только слов о финансовой консолидации, развитии экономики и референдуме как втором государственном госязыке. Премьеру надо было учитывать, что он обращался не только к относительно благополучным жителям Риги, но и к жителям регионов с их проблемами, считает профессор.
Ref: 102.108.108.630