«В действительности единственная существенная разница между Латвией и Украиной — это наше членство в НАТО и Евросоюзе. Но мы, как и Украина, являемся постсоветским государством; у нас несколько крупных религиозных конфессий, население говорит на нескольких языках, в обществе — диаметрально противоположные взгляды на историю и политику. Так что проблематика очень похожа», — говорит исследователь Латвийского Института внешней политики, полковник Раймондс Рубловскис.
«Пример Украины показывает, насколько быстро можно дестабилизировать ситуацию в нестабильном обществе. Я согласен, что внутренняя безопасности Латвии является абсолютным приоритетом, и сценарий вероятного нападения извне — нереален. Понятно, что цель таких действий — не только завоевание балтийских стран, но вызов России в адрес США как мировой державе и движущей силе НАТО. Вопрос в том, а хочет ли этого Россия? НАТО в этой ситуации пришлось бы обязательно отреагировать, а иначе этой организации конец. Пятая статья — коллективная безопасность и оборона — является ядром НАТО, и если ее не соблюдать, то НАТО перестанет существовать уже на следующий день. Поэтому я отношусь скептически к разговорам о том, что нам нужно срочно вооружаться и защищаться от России. Наша угроза — это разобщенность общества и экономическое положение. Люди, которые живут в бедности, не могут найти работу и, в конце концов, вынуждены эмигрировать; исчезает государственная идея. Ими очень легко манипулировать. Сомневаюсь, что они думают об обороне страны. Если таких людей слишком много и не сформировался средний слой, то у страны большие проблемы. Далее — демография. Если у нас будет некого призывать в вооруженные силы, будет некому работать в полиции, то и это не умножает государственную безопасность. Латвия мало населена. В Бельгии и Нидерландах на такой же территории проживают около 30 миллионов жителей, а у нас только два миллиона», — подчеркивает Рубловскис в интервью изданию Latvijas Avīze.
«Если речь идет об угрозах, то в наше время большое значение имеют не вооруженные столкновения, а информационная война. В ней участвует и Россия, и США, а латвийская информационно-психологическая кампания, честно говоря, довольная слабая. Мы довольно редко говорим о том, что государство — это богатство, которое нужно беречь и защищать. Но вместо этого что-то рассказывают о макроэкономических показателях и прочих сложных вещах, которые непонятны большей части общества. Люди устали от таких «рассказов об успехах», которых они в своей обычной жизни не ощущают.
На дворе 21-й век, больше нет такого понятия «тыл». Я скептически отношусь к людям, которые думают и говорят о сопротивлении, борьбе возле границ, что было актуально во Второй мировой войне. Нужно просто анализировать украинские события и думать, как бы поступила в таких ситуациях Латвия, что бы делали вооруженные силы, полиция, службы безопасности? (..) В будущем все военные действия будут разворачиваться в городах. Больше не будет линий фронта, окопов и прочего, что было необходимо на войне еще лет 50 назад», — говорит полковник.
Из его слов следует, что «нам не нужно бояться такой военной угрозы, как в 1940 году, поскольку пятая статья договора НАТО защищает нас и ни одна страна НАТО не может себе позволить игнорировать ее. Но вместе с тем увеличение присутствия сил НАТО в Латвии является палкой о двух концах. Чисто географически Балтия оказалась на месте, на котором в годы Холодной войны была Федеративная Республика Германии. В то время все знали, что если в Европе возникнет столкновение, то все военные действия будут разворачиваться именно на территории Германии. Если в Латвии будет больше сил НАТО, то и Россия по ту сторону границы усилит вооружение. Обе стороны воспринимают это как угрозу, и происходит постепенная эскалация, которая может привести к военной конфронтации», — сказал Рубловскис.
Ref: 102.112.112.475