«У Латвии есть отличный потенциал для развития деятельности портов, однако из-за неупорядоченной системы управления и отсутствия долгосрочной стратегии латвийские порты проигрывают в конкурентной борьбе другим портам в регионе», – считает член правления «Партии реформ» Сандра Сондоре-Кукуле.
Комментируя промежуточный доклад экспертов Всемирного Банка о работе латвийских портов, представитель партии подчеркнула, что они указали на все те проблемы, на которые «Партия реформ» обратила внимание общества еще полгода назад. По мнению Сондоре-Кукуле, содержание исследования подтверждает, что инициированная «Партией реформ» дискуссия об улучшении модели управления портами жизненно необходима для развития отрасли и повышения международной конкурентоспособности портов Латвии.
«Мы надеемся, что улучшение деятельности портов теперь станет приоритетом для всего правительства, поскольку стимулировать развитие экономики – это единственный способ, как можно увеличить доходы бюджета для того, чтобы потом обеспечить дополнительное финансирование социальной сфере, образованию и культуры. Порты Латвии должны быть двигателем экономики страны, а не кормушкой для «своих». Но чтобы это произошло, партнеры по коалиции должны договориться о проведении необходимых реформ», – убеждена Сондоре-Кукуле.
BNN уже сообщал, что во вторник, 7 мая, представители Всемирного банка, анализируя конкурентоспособность портового сектора Латвии, высказали ряд критических замечаний о работе Рижского и Вентспилсского портов.
Согласно представленному исследованию, за последние 10 лет порты Латвии потеряли значительную часть рынка в регионе – в 2000 году они занимали 37% рынка, в 2012-м – только 21%.
В качестве главных недостатков эксперты упоминают отсутствие анализа о деятельности конкурирующих портов, эффективности работы терминалов и потоках грузов. Эксперты также обращают внимание на то, что до сих пор не изучено влияние доступности железнодорожной инфраструктуры на конкурентоспособность портов. Отдельно отмечается проблема отсутствия последовательного планирования привлечения в порты средств из структурных фондов ЕС.
В поле зрения исследователей попал также вопрос использования территорий порта: по мнению ВБ, сейчас аренда земли происходит непрозрачно, поскольку нет открытых конкурсов и четких критериев аренды.
Другая проблема, на которую указывают эксперты Банка, – отсутствие четких критериев для членов правления, из-за чего представители самоуправлений могут работать в правлениях неограниченное время, тогда как представители правительства, наоборот, меняются слишком часто из-за политических изменений в составах Кабминов. Эксперты ВБ также отметили, что в правлениях латвийских портов не хватает специалистов с опытом работы в частном секторе.
Для улучшения деятельности портов ВБ рекомендует осуществить изменения в системе управления портами, обеспечить прозрачность аренды земли, организовать открытые конкурсы, а также провести мониторинг работы терминалов.
Итоговый аудит Всемирного Банка будет опубликован к середине лета.
102.000.108.4348