Предлагаем вниманию читателей «мнение с трибун», которым поделился председатель правления не представленной в Сейме партии «Консервативные» Гатис Эглитис, бывший министр благосостояния в предыдущем правительстве Кришьяниса Кариньша.
«Если мы действительно хотим привести в порядок вопросы здравоохранения, образования, науки, неэффективности госуправления и правосудия, правительство должно работать а не только имитировать работу. Поэтому я хотел бы в десяти пунктах поделиться своей оценкой того, как до сих пор работало второе правительство Кришьяниса Кариньша. Где идеи, инициативы и решения?
На мой взгляд, Кришьянису Кариньшу и «Единству» в этом правительстве будет работать гораздо сложнее. Нельзя больше применять ту тактику, которая использовалась в предыдущем правительстве. Для министров выпускались резолюции: сходите и сделайте то и то. Кариньш мог остаться в сторонке и наблюдать со стороны.
Теперь ситуация изменилась, и партнеры по коалиции спрашивают: «Но, господин Кариньш, вы же провели у власти четыре года в должности премьера! Вы должны были знать все, что делается и в области образования, и в области здравоохранения, и в госуправлении, и в вопросах европейских фондов. Каковы ваши идеи, инициативы и решения?»
Это вызывает у Кришьяниса Кариньша дискомфорт. В чем были ошибки?
Зря созданное новое министерство. Обычно мы перед выборами слышим обратное — нужно урезать административный аппарат! Но нет, сейчас у нас есть Министерство климата и энергетики, и никто точно не знает, чем оно занимается. Никто не знает, где оно находится. Недавно была программа Яниса Домбурса именно об энергетической политике, от этого министерства никто на нее не пришел.
О зарплатах депутатов и министров. У нас трудности и с бюджетом, и с жителями, и с ценами на энергоресурсы и инфляцией.
Повысить себе зарплаты на 40% и более — это был плохой шаг.
И наши так называемые оппозиционные партии в Сейме на сей раз провалились, поскольку мы не услышали ни одного «против» ни от «Прогрессивных», ни от «зеленых крестьян», ни от Шелсерса. Где были их предложения, поправки к закону, которые могли бы это предотвратить? Вспомним, что в 13-м Сейме «Консервативные» добились замораживания зарплат депутатом на все четыре года.
Закупка Министерства обороны на 220 млн евро. Весьма печально, поскольку сфера обороны в обществе заслуживала наивысшей оценки и вызывала наибольший уровень доверия. После таких скандалов этот уровень, конечно снизится. Это также демонстрирует некоторые партии не в лучшем свете! Партия, которая устраивает факельные шествия, а на деле не может обеспечить контроль столь важных и крупных закупок.
Бюджет, как старый, подогретый суп. Так часто упоминаемая экономическая трансформация — не более, чем фикция. Как экономист я пытаюсь понять, что же значит экономическая трансформация, что это за меры, которые Кришьянис Кариньш, «Новое Единство» и партнеры по коалиции предпримут, чтобы наша экономика стала мощнее, чтобы мы приблизились к Литве и Эстонии?
В этом бюджете нет ни одного акцента, который отличался бы от предыдущих бюджетов. Почему? Потому что
чиновничество Министерства финансов высшего уровня уже более десяти лет не менялось.
Там работают те же дамы. В основном им совершенно неинтересно что-либо менять. Каждый год есть готовый образец, который просто перекладывают на следующий год и немного подправляют мелкие детали. С таким отношением мы не добьемся экономического прорыва! Министерство финансов — важнейшее министерство из всех, это я говорю вам как политик и экономист. Его потенциал не используется.
Средства Фонда оздоровления и устойчивости зависли. За эти годы созданы ужасно длинные и непонятные процессы принятия решений. «Новое Единство» Кришьяниса Кариньша отвечает ха Министерство финансов. Министерство финансов отвечает за управление европейскими фондами во всей стране. Может пройти до двух лет до тех пор, когда будет принято решение о проектах. Следует также добавить, что стоимость денег с каждым годом снижается. Велик риск того, что пять миллиардов евро Фонда восстановления и устойчивости, которые нужно вложить до 2025-2026 гг., мы попросту не успеем вложить.
О бюджете здравоохранения. Еще в начале января я сказал, что 85 млн евро будет недостаточно, поскольку ясно, что проблемы в системе здравоохранения запущенные и нужны реформы. Мы вложили в систему полтора миллиарда евро, но, к сожалению, показатели здоровья очень плохие, а значит, мы что-то делаем неправильно. И опять-таки, где же идеи от премьера, который на протяжении четырех предыдущих лет возглавлял правительство? Пожалуйста, скажите, что нужно исправить, а не издавайте резолюции.
Теперь министерства в течение двух месяцев будут искать в своих бюджетах 100 миллионов! Глупости, никто их не найдет,
быть может, через два месяца найдут каких восемь миллионов.
В образовании, подобно, как в медицине. Очень важно образование на государственном языке — это одно из достижений консервативных в предыдущем Сейме. Мы добились того, чего не могли сделать за последние 30 лет. И здесь не должно быть отговорок со стороны министра образования о том, что что-то не успели, не хотят или не могут. С первого сентября надо переход должен начаться.
Госуправление и чиновничий аппарат очень вялые. Создано множество процессов, рабочие группы, в которых месяцами и даже годами проводятся согласования правил Кабинета министров и законов. При этом решения очень медленные. За чиновничество через бюро премьера и Государственную канцелярию отвечает «Новое Единство». Для них это в некотором роде выгодно, они не хотят сильно мучить чиновничество — пусть работают не спеша. Ничего, что не эффективно, что нет результатов, главное, чтобы пришли на выборы и проголосовали за «Единство».
Банки. За финансовый сектор «Новое Единство» отвечает четыре года. Через Министерство финансов и Банк Латвии. Наконец, мы модем громко сказать, что кредитование у нас очень слабое. Кредитование у нас очень дорогое — второе по дороговизне в Европе. И в этой связи зацикливание президента Банка Латвии Мартиньша Казакса но том, что нам надо еще повышать процентные ставки.
Это означает, что у всех нашим плательщиков кредитов — и у предприятий, и у плательщиков ипотечных кредитов — ежемесячные кредитные платежи увеличатся на несколько сотен евро.
В чем же выгода? А тут нет совершенно никакой выгоды! Представьте себе молодую семью, которая год назад взяла ипотечный кредит — у них кредитный платеж увеличится на 300 евро! Это беда!
Еще одно! Никто в правительстве не знает, куда подевались деньги Лембергса, его активы. Более 200 млн. Никто не знает, где они. Наверное, надо спросить премьера. Возможно, есть какие-то секретные документы? Это отражает общую ситуацию в госуправлении. Скажу так — бардак!