«Накануне выборов ситуация внутри «Союза зеленых и крестьян» (СЗК) была не блестящей: с одной стороны, «Зеленая» партия хочет выдвинуть кандидатом в президенты — одного из самых популярных министров этого правительства — Раймондса Вейониса, а с другой — для мэра Вентспилса Айварса Лембергса такой кандидат нежелателен, неприемлем, так как публично назвал его угрозой национальной безопасности. Что делать? Решение давно было в кармане, и лишь дожидалось подходящего момента: Эгилс Левитс», — пишет портал Ir.
«Подвести Вейониса, если сам СЗК за него не проголосует, было бы слишком рискованно — кто-то может узнать. Поэтому было решено, что СЗК поддержит Вейониса при условии, что Вейонис публично пообещает, что если он выбывает на первых выборах, то в другой раз не будет участвовать. Параллельно Лембергс сказал Гайдису Берзиньшу встретиться с Левитсом, и уговорил его стать кандидатом вопреки его установке не участвовать в выборах, если для избрания не будет хватать голосов», — пишет на портале блогер Labs shēmotājs.
«Следует отметить, что хоть Левитс уже многие годы упоминается как идеальный кандидат [«Национального объединения»] НО, но его выдвижение не значилось в повестке дня НО до решения СЗК выдвинуть Вейониса. Поскольку Левитс в народе (особенно среди юристов) больше любим, чем относительно невыразительный Вейонис, он является отличным «блуждающим огоньком».
Цель — мобилизация общества в пользу Левитса. Кампания была хорошо проплачена, а СМИ был отправлен мессидж (Левитс сам натренировался или был натренирован озвучивать его при каждом удобной случае): «я буду нести свет в грязную политику Латвии», «я — решение всех проблем», «кто против меня — тот против верховенства закона». Создать ассоциацию судьи с несением верховенства закона вопреки существующей системе не трудно, а долгое отсутствие Левитса в латвийской политике делает его удобным джокером в руках игроков (поскольку это позволяет без проблем подстроить мнение под потребности). Старый трюк СМИ с повторением одного тезиса, который со временем «прилипает», однозначно принесет плоды. Странно было наблюдать, что этим лозунгам поверили даже люди с противоположного идеологического фланга, для которых Левитс уж точно не может быть идеальным президентом», — отмечает автор статьи.
«Играя таким образом по обеим сторонам стола по принципу «разделяй и властвуй», Лембергс ловко обеспечил то, что не хватает голосов ни Вейонису, ни Левитсу. Значит, ни один не будет избран, и на следующих выборах за счет голосов «Согласия» и «От сердца — Латвии» можно будет избрать кого-то более приемлемого, который не будет так сильно дружить с НАТО. В то же время от этой игры страдает «Единство», потому как, понимая, вокруг чего вращается дело, явно не сможет убедить в этом даже нескольких своих депутатов, не говоря уже о всем обществе.
«Согласие» (24 голоса) по понятным причинам никогда не проголосует за Левитса. 6 голосов «От сердца — Латвии» 100% против Левитса — на это можно смело положиться, не только потому что они настойчиво и многократно утверждали, что не поддержат ни одного кандидата коалиции, но и по политической логике не могут поддерживать Левитса. Хотя в «От сердца — Латвии» есть один сторонник Левитса: представитель гильдии юристов Ринголдс Балодис. Если кто и смог бы убедить их голосовать за Левитса, то это он, а не кто-либо из НО или «Единства». После публичных заявлений было абсолютно ясно, что ему это не удалось. Таким образом, по поводу 30 голосов понятно: как ни крути, но эти 30 голосов Левитсу не светят. Именно поэтому он и был превосходным кандидатом для реализации заранее намеченного плана.
С другой стороны, НО (17 голосов) очень хорошо чувствовало себя на волне популярности Левитса. «Единству» (23 голоса), зная о поддержке Левитса со стороны общества и его профессиональные качества, по сути, нужно было поддержать Левитса. Вместе с НО и Ринголдсом Балодисом он набрал бы 41 голос. Идет широкая компания, народ воодушевлен, все стоят и падают за Левитса, а у Лембергса mission accomplished («миссия выполнена» — англ.).
СЗК (21 голос) решил поддерживать своего, и поэтому Левитсу достается максимум 48 голосов (99-24-6-21 = 48), а фактически, учитывая нарциссизм Бондарса и публичное заявление партии никого другого не поддерживать, 41. Вот поэтому соответствует правде сказанное «Единством» о том, что Левитсу не хватает голосов. Даже не стоит оценивать его качества и квалификацию, если для избрания не хватает примерно 10 голосов и их невозможно отыскать. На 3 и 4 турах реального голосования можно было наблюдать, что один голос, скорее всего «Объединения регионов Латвии» (ОРЛ), все-таки достался Левитсу, но этого мало. Левитс мог быть избран, если бы только его согласились поддержать ОРЛ и «От сердца — Латвии». То, что такой поддержки нет, можно было видеть и на реальных голосованиях.
В то же время ясно, что и у Вейониса нет голосов. «От сердца — Латвии» за него не будут голосовать, так как вообще не хотят вмешиваться в эту игру. Зато ОРЛ не против еще две недели популяризировать Бондарса. Поскольку цель СЗК — подвести Вейониса, но чужими руками, то сами они не будут подталкивать «Согласие» голосовать за Вейониса. Значит, если «Единство» поддерживает Левитса, то у него получается 41-43 голоса (теоретический максимум 48), а если Вейониса, то — 44. Самое забавное в этой ситуации — то, что если бы «Единство» единогласно поддержало Левитса, Вейонис (с 21 голосом) выбыл бы сразу после Бондарса, а значит, в последней борьбе остались бы Левитс (с 41 голосом) и Долгополов (с 24 голосами)», — отмечает автор.
«А на вторых выборах у СЗК есть блестящие шансы выдвинуть нового кандидата, которого можно было бы выбрать за счет голосов «Согласия» и «От сердца — Латвии» — 51 голос. Новые кандидаты будут менее известны народу, так как не участвовали в марафоне предвыборных дебатов. ОРЛ не откажется от Бондарса, но у него все равно будет 7 голосов. Не будет снята и кандидатура Левитса, но теоретически максимальное количество голосов это ему не обеспечит, так как избиратели СЗК могут не понять, если СЗК внезапно изменит мнение, а кроме того, нелогично ломать столь хорошо спланированную схему.
Этот план наглядно иллюстрируют резкие перемены во мнении НО. В день выборов Райвис Дзинтарс сказал: «Голосовать против всех кандидатов в надежде на следующие туры — все равно что сыграть в «русскую рулетку». Это хорошо сочетается с ранее озвученными мнениями НО и Левитса: если один из кандидатов коалиции выпадает, тогда нужно будет голосовать за второго. Видя, что с однозначной поддержкой Левитса НО стало заложником ситуации, к вечеру им пришлось изменить мнение на противоположное: не поддерживать Вейониса. А видя, какие схемы реализует их партия, минимум 3-4 депутата НО на последнем голосовании проголосовали за Вейониса. Остальные голоса были, скорее всего, от «Согласия», которому Вейонис, возможно, казался наименьшим из зол по сравнению с Левитсом, который был абсолютно неприемлем (хотя бы из-за русских школ, по поводу которых между Левитсом и Долгополовым были обмены относительно резкими мнениями).
И хотя план Лембергса до конца не осуществился, но нужно сказать, что сыгран он идеально», — пишет Labs shēmotājs.
Ref: 102.112.112.2877