Проекты, связанные с олигархами, получат софинансирование из еврофондов

Андрис Шкеле и Айнарс Шлесерс

Несмотря на утверждения, что влияние ускользнуло из рук так называемых «3 А», или «старых олигархов» – Айнара Шлесерса, Айвара Лембергса и Андриса Шкеле – двум связанным с этой тройкой предприятиям удалось заполучить инвестиционные проекты с высокой добавленной стоимостью, которые будут софинансироваться из структурных фондов Европейского союза (ЕС). 

Оба проекта, каждый из которых получит из Европейского фонда регионального развития по 3 млн латов, имеют отношение к ООО Rīgas tirdzniecības osta (RTO). RTO упоминается в так называемом деле олигархов. Как известно, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) проводит расследование, чтобы выяснить, имеют ли Айнарс Шлесерс, Айварс Лембергс и Андрис Шкеле скрытые права собственности в этом предприятии. Из разговоров между Шлесерсом и его якобы менеджером Виестурсом Козиолсом в номерах гостиницы Rīdzene, которые на протяжении долгого времени прослушивало БПБК, следует, что так называемые «3A» через RTO тайно стали владельцами газеты Diena, сообщает портал Pietiek.

Оба проекта, связанные с интересами «старых олигархов», — единственные проекты, касающиеся работы портов, которые были утверждены на втором этапе разделения фондов ЕС. Пять других проектов были отклонены. Один из проектов, который получит софинансирование в размере 3 млн латов, — это проект ООО Riga Fertilizer Terminal о перевалке сухих минеральных удобрений на территории Рижского свободного порта. Также 3 млн латов получит проект ООО Rīgas centrālais termināls, предусматривающий расширение и улучшение услуг по обслуживанию контейнеров и генеральных грузов.

Оба этих предприятия объединяет то, что их владельцем, по данным Lursoft, является RTO. Крупнейшим владельцем Riga Fertilizer Terminal является дочерняя фирма «Уралхима», а 49% долей капитала принадлежит компании RTO, которая также является абсолютным владельцем ООО Rīgas centrālais termināls.

Соответствие транзитных предприятий идее проекта с высокой добавленной стоимостью ранее было поставлено под сомнение. Тогда же было разьяснено политическое лобби в данной отрасли. Однако почва для того, чтобы портовые транзитные компании смогли претендовать на средства от толстого пирога фондов ЕС, была подготовлена во времена министра экономики Артиса Кампарса.

Тогда «Единство», находясь в коалици с контролируемымы мэром Вентспилса Айваром Лембергсом зелеными крестьянами, в правила Кабинета министров об отборе заявок на проекты было внесло исключение, касающееся оборудования, предусмотренного для обеспечения портовых услуг. Там же было указано, что это обрудование не должно считаться транспорнтной техникой, которая не может претендовать на соответствующее финансирование.

В понедельник Кампарс не ответил порталу на вопрос, с каким умыслом было сделано такое исключение. Нынешний генеральный секретарь «Единства» проигнорировал и телефонные звонки, и вопрос, отправленный в виде короткого сообщения.

Неофициально считается, что исключение было сделано на основании соглашения между лидерами «Единства» и Лембергсом, заключенного во имя сохранения правительства.

То что, проект ООО Riga fertilizer terminal получит средства из фондов ЕС Pietiek подтвердили и Латвийское агентство инвестиций и развития (ЛАИР), и Министерства экономики. Договор с этим предприятием уже подписан. Однако директор ЛАИР Андрис Озолс отказался комментировать проект ООО Rīgas centrālais termināls. По закону, объявлять компании, которые получат средства из фондов ЕС можно лишь тогда, когда с компанией будет подписан договор. Какие проекты забракованы также неизвестно. Однако, согласно неподтвержденной информации от проинформированных источников, проект Rīgas centrālais termināls все же утвержден и после устранения разногласий к подписанию готовится соответствующий договор.

В руководстве двух указанных предприятий есть и пара лиц, котоыре считались менеджерами олигархов. Так, в правлении Rīgas centrālais termināls состоит Райвис Вецкаганс, который ранее занимал должности в предприятиях, связанных с Лембергсом, например в компаниях Bio-Venta (опосредованно принадлежит детям Лембергса) и АО Latvijas kuģniecība в период, когда компанией управлял олигарх.

Кроме того, в совете компании интересы владельцев представляет и связанный с интересами Шлесерса Янис Маршанс, а также руководитель RTO Ральф Клявиньш, который, судя по прослушанным разговорам в гостинице Rīdzene, обслуживал инетресы как Шлесерса, так и Шкеле. Клявиньш также состоит в совете ООО Riga fertilizer terminal.

Ref: 102.108.108.2112

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости