В Латвии обязанности консулов, по назначению разных стран, исполняют адвокат Айварса Лембергса Марис Грудулис, бывший госсекретарем при тогдашнем министре сообщения Айнарсе Шлесерсе Янис Маршанс, а также жена Андриса Шкеле Кристиана Либане-Шкеле, сообщает программа Nekā personīga («Ничего личного») на телеканале TV3.
Почетный консул — это должность, которую министерство иностранных дел какой-либо страны назначает для работы в странах, где у государства нет своего посольства. Почетный консул помогает в тех случаях, если у иностранцев в Латвии теряются документы или люди попадают в другие неприятности. Кроме того, почетные консулы являются представителями государства и получают различные выгоды, поясняют в программе.
Работу почетных консулов регулирует принятая в 1963 году Венская конвенция ООН. Она не дает консулам статус неприкосновенности, как у послов, но в международной практике рекомендуется защищать бюро консулов, позволять им получать льготы по налогом на недвижимость, также предусмотрена защита их архивов и документов. Принимающее государство должно обеспечить защиту такого должностного лица. Если консул попал в конфликт с законом, он может быть задержан, сообщает Nekā personīga. «Но это должно быть сделано с уважением».
В программе отмечают, что в октябре прошлого года президент Латвии Эгилс Левитс пригласил в Рижский замок почетных иностранных консулов в Латвии.
«Он подчеркнул важность их работы, обсудил их задачи. Среди гостей были и лица с любопытным прошлым в Латвии».
«Чтобы получить должность почетного консула, необходимо получить назначение от министерства иностранных дел соответствующего государства. Этот документ выдается после того, как министерству кто-то порекомендует конкретное лицо. Это может сделать практически любой — посольства, частные лица, предприятия или организации. Латвийское министерство иностранных дел вместе с Бюро по защите Сатверсме (конституции) оценивают, может ли обозначенное лицо занимать пост в Латвии».
Представитель Министерства иностранных дел Янис Бекерис: «Наш ответственный отдел по содержанию работает с такими вопросами. Когда собраны все необходимые документы, решение принимает подчинябщаяся руководству МИДа Комиссия по аттестации, в которой оцениваются конкретные обстоятельства и принимается одно из нескольких возможных решений — либо согласиться с утверждением такого лица, либо не согласиться, либо ввиду каких-либо обстоятельств попросить отложить решение на определенный срок».
Статус почетного консула в Латвии удалось получить нескольким неоднозначно оцениваемым в Латвии персонам.
В опубликованном 2 ноября Министерством иностранных дел списке дипломатов и консулов есть почетный консул Монако в Латвии Марис Грудулис.
Грудулис в суде представляет обвиняемого в тяжких преступлениях Айварса Лембергса.
Как отмечает Nekā personīga, Грудулис получил известность в 2008 году в связи со скандальными поправками к закону об отмывании денег, которые за свои выдавал депутат Сейма от партии СЗК Вилнис Эдвинс Бресис. «В Сейме обсуждалось, что они были созданы в интересах Лембергса. Изменения существенно сокращали возможности правозащитников по борьбе с отмыванием денег. Депутаты их приняли, но президент Латвии Валдис Затлерс поручил Сейму их пересмотреть».
В 2015 году Грудулис становится почетным консулом Княжества Монако в Латвии. Годом позже по рекомендации политика СЗК Аугуста Бригманиса он попадает в бюро премьера Мариса Кучинскиса в качестве внештатного советника. На интервью Nekā personīga об обязанностях консула он не согласился, разрешив лишь снять размещенный в его бюро портрет принца Монако и флаг княжества. Должность юристу удалось получить, благодаря личным контактам, рассказали журналисты Nekā personīga.
«Еще недавно журналистам удалось заметить, как в соответствующее офисное здание на улице Дзирнаву, 68, явились предприниматели, заинтересованные в скандальной закупке Рижской думы об управлении мусором».
Журналисты Nekā personīga отмечают, что по этому адресу зарегистрированы не только связанные с семьей Андриса Шкеле компании. «Вход украшает выразительный герб. На табличке указано, что здесь находится почетный консул финансового рая — Великого Герцогства Люксембург. Эту должность уже 13 лет занимает Кристиана Либане-Шкеле.
В первую шестерку подготовленного недавно британской неправительственной организацией Tax Justice Network «Индекса финансовой секретности» вошел и Люксембург. Год назад контролер банковской отрасли государства выявил продолжительные и серьезные нарушения в зарегистрированном в стране филиале ABLV Bank».
Почетный консул Великого Герцогства Люксембург так и не связалась с Nekā personīga.
Программе известно, что в январе прошлого года Люксембург продлил договор о сотрудничестве с Кристианой Либане-Шкеле. Он будет в силе до 2024 года.
«Мальта тоже традиционно считается одним из офшорных раев. Почетным консулом этого государства в Латвии с 2007 года является адвокат из бюро BDO Янис Зелменис. Он же создал общество, объединяющее работающих в Латвии иностранных консулов. Отвечая на вопросы Nekā personīga, он не сообщил, кто рекомендовал политическим кругам Мальты номинировать его на почетный пост. В свое время Зелменис занимался учреждением мальтийских холдинговых компаний», — рассказывает программа.
В качестве очередной «случайности» программа рассказала также о частном доме в Яунмарупе, в котором, по информации Министерства иностранных дел, зарегистрирован почетный консул государства Центральной Америки Гватемалы. «Им назначен Янис Маршанс. Он был госсекретарем Министерства транспорта при тогдашнем министре Айнарсе Шлесерсе. Позднее он также попал в связанные со Шлесерсом предприятия Рижского порта.
«Формально я не отказался от должности [почетного консула Гватемалы]. Я не знаю, какой у него статус. Активно я в этой должности больше не работаю», — сказал Маршанс программе.
На вопрос, на каком основании он был выбран почетным консулом Гватемалы, что для Латвии является довольно экзотичным направлением, он ответил, что ему поступило предложение, он подал заявку и был избран. Ни в каких конкурсах не участвовал. На вопрос, каким образом он получил такую возможность оказаться среди тех, кого выбирали и кому предложили стать почетным консулом, Маршанс сказал, что не обязан рассказывать об этом программе Nekā personīga.
Однако у него нет каких-либо привилегий, как к нему не относятся и какие-либо ограничения для служб безопасности в случае необходимости проведения каких-либо действий на рабочем месте. «Нет, таких нет. В свое время, когда в рамках «дела олигархов» в Рижском торговом порту, когда я был членом правления, проводились обыски, я теоретически мог попытаться этим воспользоваться, упираться и говорить, что у меня есть какие-то преимущества, но нет, я ни разу этим не воспользовался. Ни в отношении с полицией, ни в связи с какими-либо скидками по налогу на добавленную стоимость — ничего такого нет», — сказал Маршанс.
И хотя имя Маршанса до сих пор числится в официальных списках консулов, в МИДе программе Nekā personīga пояснили, что Гватемала уже отозвала Маршанса с поста почетного консула.
Причины отзыва, а также информацию о том, кто рекомендовал назначить его Министерству иностранных дел Гватемалы, латвийская сторона не называет. Бывший министр, посол Латвии во Франции и исследователь Латвийского института внешней политики Имантс Лиегис пояснил, что
титул почетного консула может представлять интерес для предпринимателей, поскольку в отдельных кругах он может служить элементом статусности.
«Возможно, он позволяет легче открыть двери учреждений в Мальте ,Монако, Люксембурге и в других странах».
«Я думаю, здесь акцент делается на то, что эта должность действительно почетная. Но с точки зрения Латвии, у нас есть правило о чистой репутации — лица, которые назначаются в должности почетных консулов, должны иметь безупречную репутацию», — сказал Лиегис.
Представитель МИДа Латвии Янис Бекерис: «Было много случаев, когда мы отказывали в предложенной кандидатуре. Конечно, в нашем распоряжении есть только те инструменты, какие мы имеем. Мы можем убедиться в каких-либо финансовых моментах, нам доступны базы данных. Мы можем проверить предприятия, имеющие отношение к этим людям. Здесь сразу следует отметить, что это должны быть весьма обеспеченные люди, поскольку они не получают никакого вознаграждения за свою работу. Вместе с тем зачастую это могут быть известные в обществе люди, поскольку они сами должны финансировать работу своего бюро, должны обеспечить работу для защиты интересов подданных представляемых ими стран и представлять их в случае тяжелых заболеваний, при возникновении проблем во время путешествий и во многих других случаях. Поэтому это должны быть действительно хорошо обеспеченные люди. Мы стараемся проверить и другой аспект — есть ли какие-либо связанные с этим лицом предприятия. Также мы направляем кандидата на согласование с нашими органами безопасности. Таким образом мы по большому счету полагаемся на заключение, полученное от наших коллег».
К канцелярии президента Латвии программе Nekā personīga ответили, что «как и в отношении послов и дипломатов, президент не может иметь индивидуальное отношение к почетным консулам определенных государств». «Их выбрали соответствующие страны и они назначены в соответствии с порядками, предусмотренным в Латвии и международными конвенциями».