Министерство образования и науки (МОН) «через черный ход» хотело принять довольно фундаментальное изменение в системе образования – запретить дистанционное обучение для учеников 1-6 классов. Предложение было «чисто техническое», но оно оказало бы серьезное влияние на жизнь многих семей. Хотя в последний момент предложение было приостановлено, однако оно отправлено на пересмотр. Что обо всём этом говорят родители, директора и ответственное министерство?
Не секрет, что удаленное обучение не пошло на пользу школьникам – сильно страдает как их психоэмоциональное здоровье, так и уровень полученных знаний.
Однако следует учитывать, что это два разных термина: дистанционное обучение и удаленное обучение.
«Удаленное обучение от очного отличается только тем, что школьники не сидят в классе, а обучение происходит ежедневно с помощью современных технологий. В свою очередь дистанционное обучение – это получение образования заочно и полностью основано на принципах самостоятельного обучения, когда школьник сам планирует скорость освоения учебного материала, а также то, на каком предмете он сосредоточится в определенный день»,– поясняет руководитель Государственной службы качества образования Инита Юхневича.
Это объяснение было подчеркнуто и на заседании комиссии Сейма, на котором обсуждался запрет дистанционного обучения для младших классов директорами школ, таких как, Рижская коммерческая школа и Рижская средняя школа дистанционного обучения, которые многие годы преподают дистанционное обучение.
Представители школ объяснили депутатам, что удаленное обучение было принудительной мерой из-за влияния кризиса, связанного с распространение коронавируса – внезапно абсолютно неподготовленные школы и учителя были вынуждены вести учебный процесс в совершенно ином формате, чем обычно.
Тем временем дистанционное обучение осуществляется школами, которые подготовились к нему, обучив учителей и закупив специальное оборудование.
В латвийских программах дистанционного обучения нет ничего нового, и они хорошо зарекомендовали себя (результаты диагностической работы эквивалентны результатам школьников очной формы обучения). Поэтому дистанционное обучения принимается как одна из форм обучения.
BNN также спросил мнение МОН о планируемых изменениях.
МОН, обосновывая необходимость изменений, пишет: «Дистанционное обучение подходит для детей и подростков, у которых уде развиты самостоятельное обучение и цифровые навыки. Дистанционное обучение – это осознанное и хорошо продуманное решение, которое часто выбирают в тех случаях, когда, например, ребенок или подросток активно занимается спортом и не может совмещать обучение с дневной школой, или выраженный интроверт и не может сосредоточиться на занятиях в большой группе».
«Оценивая возможности, предоставляемые каждой из форм образования для обеспечения концепции качественного и полноценного образования, можно сделать вывод, что невозможно полностью и качественно обеспечить усвоение учебного материала обязательного образования, а также цели и задачи основного образования начальной школы по заочной или дистанционной форме обучения для учеников с 1 по 6 класс. На этом этапе дети нуждаются в непосредственном участии и руководстве педагога. Качественный процесс дистанционного образования немыслим, если ребенок недостаточно самостоятелен».
«И ещё важно помнить, что в младших классах школа – это не только образование, но и основа социализации. Её отсутствие может создать риски в социальном аспекте в будущем – в сфере построения отношений и опыта коммуникации»,– объясняют в МОН.
Те, кто отвечает за образование в Латвии, приводят довольно резкие аргументы в пользу того, почему детям младших классов следует запретить получение знаний посредством дистанционного обучения, однако у директоров школ и родителей, которые ежедневно напрямую сталкиваются с дистанционным обучением – совсем другое видение о потребностях школьников и способностях школ удовлетворить их.
Говоря об одном из главных недостатков дистанционного обучения – социализации, — директор частного учебного заведения Universum Андис Апситис считает, что школа, которой он управляет, способна обеспечить как хорошее качество обучения, так и компенсировать недостатки дистанционного обучения.
Директор Апситис также поясняет, что некорректно сравнивать дистанционное и удаленное обучение, потому что «нельзя сравнивать принудительную форму, которая похожа на дистанционное обучение, поскольку она применялась в неподготовленных школах с неподготовленными учителями и была еще навязана каждой семье».
Что касается процесса отклонения самих поправок директор школы говорит, что после того, как «техническое изменение» было замечено, началась активная разъяснительная и просветительная работа с депутатами комиссии Сейма. В результате чего политики получили более четкое представление о различиях между дистанционным и удаленным обучением, после чего поправки были отклонены.
Да, есть семьи, для которых такая возможность получения образования имеет решающее значение, поэтому BNN также спросил родителей об их взглядах на дистанционное обучение.
Председатель родительского совета Рижской коммерческой школы Инесе Мекше, которая представляла мнение родителей в комиссии Сейма, сказала, что ее собственная семья много путешествует по работе, поэтому детям легче проходить дистанционное обучение. «Как предприниматели, мы много путешествует и часто берем с собой детей, поскольку считаем, что это лучший способ дать детям опыт, чтобы они в дальнейшем по жизни могли выбирать, чем им заниматься. Посещая обычную школу, мы исчерпывали лимиты времени пропусков школы «по семейным обстоятельствам». Когда появилась возможность дистанционного обучения, мы ею воспользовались».
Мекше подписала письмо, подготовленное многими родителями Рижской коммерческой школы для министра образования и науки Аниты Муйжниеце. В письме говорится, что в пункте 1 обоснования поправок указаны показатели качества образования, которые применяются к удаленному образованию в дневных школах в последние годы из-за пандемии Covid-19, указывая на то, что результаты удаленного обучения в 2020/2021 учебном году свидетельствуют о том, что учащиеся с 1 по 6 классов не освоили даже 50% образовательного материала по сравнению с освоением материала при очном обучении.
«Включение таких данных в обоснование закрытия дистанционного обучения как формы обучения указывает либо на незнание форм обучения, описанных в пункте 1 Закона об образовании, либо на грубую манипуляцию с данными», – говорится в письме, направленному министру.
Родители также акцентируют внимание на то, что они осознано выбрали программу дистанционного обучения как наиболее соответствующую способностям, потребностям и состоянию здоровья их ребенка. «Вместе с администрацией школы и учителями мы оценили пригодность формы обучения для своих детей и приняли такое решение как долгосрочное решение, гарантирующее нашим детям право на полноценную жизнь».
Мекше рассказывает, что сначала был шок, поскольку информация исходила не от ответственных учреждений, а от одного из родителей.
«Мы все собрались на платформе Zoom и оговорили идеи. Среди родителей есть также юристы, которые рассказали, что мы можем сделать с юридической стороны. Мы также обобщили мнение родителей о том, почему они выбрали именно эту форму обучения для своих детей. Обобщив правовую основу с взглядами родителей и обзором результатов обучения, было написано письмо депутатам и министру. Отправили его и надеялись на чудо».
Она говорит, что причины, по которым родители отправляют таких маленьких детей на дистанционное обучение, очень разные. Некоторые дети очень талантливы, например, в спорте. Его трудно развивать, посещая ежедневно обычную школу. Другая часть – дети с особыми потребностями, родители которых хотят, чтобы ребенок получил нормальное образование и затем смог интегрироваться в общество. В школе также учатся дети, которые живут со своими семьями за границей, но по каким-то причинам хотят получить латвийское образование.
Для таких родителей не было бы реальной альтернативы, если бы дистанционное обучение для 1 – 6 классов было ликвидировано. «Согласно нашим опросам, в этом возрасте 50% наших учеников выбирают дистанционное обучение, потому что подверглись в школе моббингу – физическому, психологическому насилию – как от одноклассников, так и от учителей», – сказала представитель родитель дистанционной школы.
«Есть также такие родители, которые рассматривают данную форму образования как образование будущего, как лучшую возможность для ребенка. Например, те, кто живет где-то далеко в деревне».
Мекше отмечает, что Рижская коммерческая школа уже семь лет работает по аккредитованной программе дистанционного обучения с 1-го класса.
«Насколько понимаю, в первом чтении обсуждался вопрос об удаленном обучении».
«Логично, что удаленное обучение не проходило в нормальной форме – дети и родители были измучены».
«Прошлый год был ужасным для детей наших соседей. Другие родители говорили – вы, скорей всего счастливы, у вас вся система понятна, нет никакого стресса».
«Депутаты были очень возмущены тем, что им не предоставили правдивую информацию о том, что такое удаленное обучение и что такое дистанционное обучение», – говорится о заседании комиссии Сейма, на котором обсуждался запрет дистанционного обучения для 1 – 6 классов.
«На данный момент мы, родители, всё ещё ждём официального ответа от министра на наше письмо», – говорит Мекше.
Один из членов комиссии Райвис Дзинтарс (НО), выслушав мнения директоров на заседании комиссии сказал, что 95% аргументов против поправок и обоснование министерства не совсем понятно.
В министерстве отмечают, что «работу над поправками следует продолжить».
BNN подчеркивает, что большинство депутатов комиссии проголосовало «против», поэтому предложение временно приостановлено. Его отправят обратно в МОН на пересмотр, доработку формулировок и углубления в нюансы.