Ограничение времени работы торговых центров по выходным — не только вопрос защиты малых торговцев, но и очень серьезный социальный вопрос, сказал в интервью программе Krustpunktā («На перекрестке») министр земледелия Латвии Дидзис Шмитс.
Он отметил, что в Министерстве земледелия продолжается работа над законопроектом о закрытии крупных торговых центров по воскресеньям, и сейчас советница министра по юридическим вопросам работает над первоначальной редакцией проекта.
Шмитс подчеркнул, что в целом такая инициатива не новая в поддержке малых торговцев, поскольку разговоры о таком ограничении велись и раньше.
При этом он подчеркнул, что в правительство склонно поддержать инициативу и есть надежда, что закон будет принят.
Кроме того, он также упомянул, что главная цель законопроекта — дать место маленьким торговцам, либо диверсифицировать торговый сектор. Также следует подумать и о социальном аспекте, касающемся нагрузки на работников при работе, например, в праздничные дни.
«Это не только вопрос экономики или защиты малых торговцев, но и весьма обширный социальный вопрос», — отметил министр.
Руководитель отдела конкуренции, торговли и прав потребителей при департаменте внутреннего рынка Минэкономики Дидзис Бруклитис в ходе дискуссии отметил, что сейчас министерство скептически относится к такому предложению, поскольку ему не хватает углубленной оценки и анализа того, как такое решение может повлиять на экономику в целом.
«Опыт, в том числе европейский, показывает, что в крупных странах, в которых до сих пор действовали торговые ограничения, постепенно от них уходят. И ЕС рекомендовал избавляться от ограничения рабочего времени», — сказал Бруклитис, добавив, что сейчас министерство не может поддержать законопроект, предложенный Минземледелия.
Среди аргументов Бруклитис назвал несколько: поведение и привычки потребителей, рабочую силу, налоговые доходы и тому подобное. Он также отметил, что в Литве, где было проведено исследование возможных последствий ограничения рабочего времени, его выводы оказались в основном негативными.
Председатель Рижской думы Мартиньш Стакис пояснил, что этот вопрос следует рассматривать по крайней мере с двух перспектив. С одной стороны, это ситуация с благосостоянием, когда нужно подстроиться под диктуемые торговыми центрами условия, с другой — это попытка вернуть торговцев в центр Риги, где сейчас замечено множество пустых витрин и торговых помещений.
И хотя в целом Стакис поддерживает инициативу, он не считает, что закрытие торговых центров по воскресеньям однозначно приведет к «расцвету» центра города.
«Пустые центры городов — проблема не только Риги, но и всей Европы. Сейчас все города съезжаются и обсуждают эту тему», — сказал мэр Риги, добавив, что
если решения не будут найдены, существует вероятность, что центры города превратятся в «города-призраки».
Член правления торгового центра Spice Ивета Приедите в ходе дискуссии не отрицала, что по выходным в торговых центрах, в том числе в Spice, посещаемость вырастает на 30-40% по сравнению с будними днями. Одна из причин — специфика эпохи и тот факт, что в Латвии в течение по крайней мере восьми месяцев в году климатические условия не благоприятны для семейного отдыха на природе.
Также Приедите указала, что в последние годы свои поправки внесли пандемия и подорожание цен на энергоресурсы, в связи с чем торговые центры сократили время работы. По ее словам, в данный момент отрасль не планирует возвращаться к прежнему рабочему графику.
Приедите добавила, что ей бы хотелось видеть главным конкурентом центр Риги, но в реальности это крупные интернет-торговцы.
Стакис в свою очередь также отметил, что главная угроза центра города — не торговые центры, а удаленная работа. «Взять ту же Рижскую думу, которая понизила температуру и позволила работникам по понедельникам работать удаленно — это 5 500-7 000 человек, которые попросту в один день не едут в центр», — пояснил политик.
По его словам, прогнозы экспертов указывают на то, что в будущем примерно половина тех людей, которые сейчас работаю за компьютерами, будут работать удаленно, что повлияет и на торговцев и поставщиков услуг, и на транспортную отрасль.