«Лембергс сейчас просто троллит, дурачится. Ему все еще кажется, что кто-то ему верит в этой стране», — сказал во время дискуссии с Айварсом Лембергсом на телепередаче «1:1» бывший руководитель отдела оперативных разработок Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) Юрис Юрашс. Он подчеркнул, что сейчас надо реагировать и изучить, у какой части «дела олигархов» еще не наступил срок давности, и возобновить расследование.
В «дуэли» на телепередаче «1:1» на этот раз сошлись бывший руководитель отдела оперативных разработок Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) Юрис Юрашс и мэр Вентспилса Айварс Лембергс.
Ведущий телепередачи Гундарс Редерс начал с вопроса: можно ли назвать т. н. «разговоры олигархов» подлинными? Депутат Рижской думы Юрашс сразу сказал, что разговор с Лембергсом не хочет считать дуэлью, так как «моя дуэль с товарищем Лембергсом закончилась десять лет назад, в тот момент, когда я организовал задержание господина Лембергса, сбор доказательств, поэтому его дуэль в суде».
«У меня нет ни малейшего повода сомневаться в подлинности этих разговоров, тем более что ряд фигурантов этих разговоров не отрицали этого и даже подтверждали», — говорит депутат Рижской думы. На вопрос, не «сливал» ли он эти разговоры, Юрашс ответил твердое «нет» и добавил, что такие версии постоянно высказываются. Юрашс подчеркнул, что тот, кто «слил» эти разговоры, заслужил награду за то, что у латвийской общественности появилась возможность услышать и прочесть эти разговоры.
Свое выступление Лембергс начал с упрека Юрашса в непоследовательности и лжи. Были ли «разговоры олигархов» и участвовал ли он в них, Лембергс не подтвердил, но и не отрицал. Он уклончиво и с сарказмом сказал, что «в каких-то разговорах участвовал с 2,5-летнего возраста». «Я не фиксирую, где и что я говорил, и не могу проверить, если кто-то записывает разговоры, подлинные они или нет, и, соответственно, если я там якобы участвую, то я ли тот, кто в них участвует», — рассуждает Лембергс.
Он подтвердил, что встречался с Айнарсом Шлесерсом как с депутатом и министром сообщения, и подчеркнул, что в расшифровках разговоров не упомянута его фамилия, а «А. Л.», и это не означает, что это он. К тому же БПБК ни о каких разговорах ничего у него не спрашивало.
Обращая внимания на качество расследования, Редерс напомнил об обращении Юты Стрике в 2011 году, в котором указано, что в деле о разговорах олигархов фигурируют 11 лиц, 6 должностных лиц, 26 коммерческих обществ, есть 5 прошений об иностранной помощи, проведено 42 обыска и не было сомнений, что будут результаты, а сегодня мы видим, что этого не случилось. Был задан вопрос: «Почему расследование не доведено до результата, как было обещано?»
Юрашс уверенно заявил, что до сих пор тех доказательств по т. н. «делу олигархов» достаточно, чтобы передать его в прокуратуру и затем в суд.
«После начала этого уголовного процесса мы сталкивались с рядом противодействий, например Сейм не дал провести обыск по месту жительства Шлесерса и по многим другим местам. Поэтому я очередной раз могу подтвердить то, что уже на начальной стадии мы не столкнулись с должным сотрудничеством прокуратуры».
«Надо признаться, что все предыдущие начальники БПБК делали все возможное, чтобы ослабить этот уголовный процесс. Тут я могу упомянуть тот же случай Юты Стрике, которую увольняли 5 раз! Могу утверждать, что это лишь потому, что она была руководителем расследования конкретно этого уголовного процесса», — сказал Юрашс.
Юрашс подчеркнул, у него нет ни малейшего сомнения в том, что Ярослав Стрельчонок работал на стороне фигурантов уголовного дела, которые поначалу подозревались в совершении преступлений.
На вопрос «И на стороне Лембергса?» Юрашс ответил, что не исключает такой вероятности.
На этот упрек вентспилсский депутат Лембергс, смеясь, ответил: «Конечно, я виноват во всех грехах мира и не собираюсь искать себе оправданий». При этом Лембергс, который не помнит, где был и с кем говорил, демонстрирует довольно хорошую память на определенные события и даты касательно других лиц: «Если говорить о конкретном «деле олигархов», то этот господин — Юрис Юрашс — был тем, кто 17 мая 2011 года отправил Стрике подслушанные материалы в качестве возможных доказательств».
«Юрашс был тем, кто отбирал и никто иной, тогда получается, что он не передал Стрике всех важных материалов. Возникает вопрос: почему господин Юрашс поступил настолько избирательно и безответственно при выполнении своих служебных обязанностей, получая ежемесячную зарплату в 3 000 евро. И ответ: признаки коррупции», — сказал Лембергс.
Юрашс отрицал свои ошибки: «У господина Лембергса, очевидно, нет представления об уголовном процессе и его материалах. Тогда, когда были оценены все материалы, полученные в результате оперативной деятельности, действительно было отобрано то, что имело значение для начала уголовного процесса, и материалы, которые могли служить доказательствами».
В ходе телепередачи обсуждался и ряд других вопросов, в том числе и о нелегальной деятельности «Рижского торгового порта». Лембергс не ответил и на этот вопрос и задавал встречные вопросы, уклоняясь от ответа, а потом назвал все глупостями.
Лембергс и в этот раз вместо того, чтобы давать ответы, обвинил журналиста и ведущего Редерса в непрофессионализме.
Лембергс подчеркнул, что ему вообще ничего опосредованно не принадлежало.
У Юрашса нет сомнений в том, что у Лембергса есть бизнес-интересы в «Рижском торговом порту». «Лембергс сейчас просто троллит, дурачится. Ему все еще кажется, что кто-то ему верит в этой стране».
«Шкеле и Шлесерс легализовали свои имущественные права собственности в РТО, и это фактически было одной из главных задач при начале уголовного процесса. И я хочу подчеркнуть, что уголовный процесс много лет длился и без Стрике, и без меня. Я до сих пор уверен, что можно и нужно было доказать. Вопрос в том, почему БПБК в финальной фазе при поддержке прокуратуры решило прекратить. (…) Как можно было прекратить процесс, когда было легализовано участие обоих господ в этом предприятии. Как? Я этого не понимаю!»
У меня вопрос к генеральному прокурору, надзирающему прокурору: «Как это вообще возможно?» И сейчас надо реагировать и изучить, у какой части еще не наступил срок давности, и возобновить расследование.
BNN уже писал, что 21 июля Сейм создал комиссию парламентского расследования, чтобы оценить информацию в «деле олигархов» о возможном похищении государства и факторы, которые привели к его закрытию на стадии досудебного расследования.
Ref: 225.112.112.7271