«Во время моего правления дело о дигитализации казалось сомнительным, поэтому оно было передано прокуратуре. Обвиняемое лицо Юргис Лиепниекс, обвиняя меня, держится «за последнюю соломинку», чтобы защитить себя от наказания», — прокомментировал в телефонном разговоре с BNN бывший премьер-министр Латвии Эйнарс Репше.
Репше подчеркивает, что если уж Лиепниекс считает, что дело политически мотивировано, то почему после смены правительства «Дигиталгейт» все так же актуален?!
Говоря об идее проекта дигитализации, Репше сказал, что в целом проект был прогрессивным и ориентированным на развитие Латвии, поэтому он старался его поддерживать. «Но чем больше мы углублялись в материалы проекта, тем больше он казался подозрительным и наводил на мысль о том, что это способ, как некоторые лица могут заработать за государственный счет. Поэтому дело было передано прокуратуре», — рассказывает Репше.
Репше отмечает, что нечего удивляться тому, что обвиняемые пытаются себя оправдать и винить прокуроров в некомпетентности, даже несмотря на имеющиеся доказательства. При этом он не стал комментировать обвинения об адвокатах, которые только представляли своих клиентов, так как не ознакомился с новейшими материалами дела.
BNN уже писал, что одно из самых громких и до сих пор до конца не решенных коррупционных дел — «Дигиталгейт» — приближается этапу вынесения решения. Последним словом обвиняемых завершится рассмотрение уголовного дела о дигитальном телевидении в апелляционной инстанции.
Напомним, что на скамью обвиняемых село несколько влиятельных в Латвии людей: бывший председатель правления LNT, кинопродюсер Андрейс Экис, политтехнолог Юргис Лиепниекс, бывший генеральный директор Digitālā Latvijas radio un televīzijas centrs (DLRTC) Гунтарс Спунде и другие.
Так называемые авторы идеи о дигитальном ТВ (ДТВ) получили штрафы в размере нескольких минимальных зарплат: Экис — 120, Лиепниекс — 200. Однако решение было обжаловано в апелляционной инстанции. Свою вину по делу об отмывании нескольких миллионов евро эти господа не признают.
Лиепниекс в своем обращении к суду неоднократно подчеркивал, что в уголовного деле о дигитализации, его начале был заинтересован тогдашний премьер Эйнарс Репше. «Это дело политически мотивировано. Надо начинать с 1 августа 2001 года, когда Репше сказал, что учредит новую партию «Новое время», целью которой будет борьба с коррупцией», — говори он.
Лиепниекс открыто выражал свою неприязнь к Репше, упоминая его внешний вид, натуру, и при этом хвалил своего бывшего работодателя Андриса Шкеле. Он говорил, что «по сравнению с всегда подчеркнуто элегантным Шкеле Репше остается голым» и «у нарциссичного Репше были комплексы, так как он знал, что никогда не сравнится со Шкеле».
«Дело о ДТВ оказалось «словно божьим подарком», когда партия Репше переживала первые трудности. Рейтинги Репше падали, поэтому ему надо было что-то делать, чтобы поднять их. Именно в это же самое время Digitālais Latvijas radio un televīzijas centrs (DLRTC), не чувствуя ничего плохого, говорит, что им нужно одобрение правительства. Они сами идут к тогдашнему премьер-министру Репше, так как DLRTC необходима гарантия правительства», — описывает ситуацию Лиепниекс.
«Репше в то время именно это и было нужно, — продолжает он. — Это было дело, которое, наконец, можно было называть коррупцией, жульничеством. Репше воспользовался ситуацией и бросился это объявлять».
Напомним, что в обвинении указано, что именно Лиепниекс организовал фиктивное участие Kempmayer Media Limited в процессе введения дигитального телевидения. В описании обвинения говорится, что Лиепниекс хотел добиться того, чтобы Kempmayer Media Limited было официально признано предприятием, создающим ДТВ в Латвии, но в действительности проект осуществляли бы другие лица.
В судебных выводах подчеркивается, что об участии в организации свидетельствуют такие обстоятельства: Лиепниекс, у которого не было никаких — ни прямых, ни опосредованных — правовых отношений с DLRTC, отправился в Лондон на подписание договора вместе с представителем DLRTC Гунтарсом Спундисом, присутствовал при подписании договора, там же давал объяснения по поводу статуса DLRTC и пообещал, что DLRTC оформит банковскую гарантию.
Уже сообщалось, что 15 мая 2015 года суд решил признать виновными 12 обвиняемых по уголовному делу о дигитальном телевидении. 7 из них приговорены к реальному тюремному сроку, 6 назначен денежный штраф, 5 человек оправданы, а 1 освобожден от уголовной ответственности. Состав суда во главе с судьей Юрисом Стукансом начали рассматривать дело 28 августа 2008 года.
Уголовное дело о дигитальном телевидении связано с соглашением DLRTC и дочерней фирмой KML — Kempmayer Media Latvia, — которое предусматривало поэтапное введение дигитального телевидения и доставку в Латвию специальной аппаратуры для дигитального вещания. Расходы на проект оценивались в несколько десятков миллионов латов.